Инвесторам сейчас невыгодно вкладываться в игорные зоны

Об эксперте:
Председатель внешняя ссылкаВнешние ссылки запрещены – организация, которая осуществляет деятельность, направленную на установление общих профессиональных требований на рынке букмекерских услуг Казахстана, а также деятельность по представлению и защите интересов своих членов. Ранее занимала пост комплаенс-менеджера в БК «Олимп», в прошлом главный бухгалтер в сфере игорного бизнеса. Бакалавр в области учёта и аудита, магистр экономических наук, налоговый консультант и аудитор РК.

Сначала нужно привести в порядок налогообложение и предоставить льготы для предпринимателей.

В различных государствах приоритеты налоговой политики в отношении игорного бизнеса заметно различаются. Например, в таких странах, как Румыния, Болгария, Венесуэла, Черногория и т.д., власти не стремятся расширять формы своего вмешательства в течение экономических процессов в игорной индустрии, а в Казахстане активность государства существенно ограничивает и тормозит развитие игорной деятельности.

Понятно, что в настоящее время в мире не существует универсальной модели налогообложения игорного бизнеса, которая могла бы быть принята за основу и на примере которой можно было бы рассуждать об идеальной системе взимания налогов с организаторов игорных заведений. Однако даже на этом фоне я считаю, что Казахстан является не очень привлекательной страной для иностранных инвесторов, так как система налогообложения в нашей стране выстроена невыгодным образом для предпринимателей.

Неудобство заключается в том, что они обязаны платить налоги даже в том случае, если налоговый период оказался для них убыточным. 

Таким образом, де-факто каждый организатор игорного бизнеса, вместо того чтобы серьёзно заниматься развитием бизнеса, вынужден тратить время на анализ собственной доходности, заниматься постановкой и снятием объектов игорного бизнеса с учёта, чтобы не переплатить налог в убыточные для себя месяцы, и беспокоиться, считая НДС, который платится с «ложного оборота» компании.

Также необходимо отметить, что рынок игорного бизнеса довольно чувствителен к изменению динамики экономического развития. Финансовый кризис и пандемия во всём мире в 2020-м привели к падению рынка азартных игр на 70% по сравнению с предыдущим годом.

Чтобы хоть как-то улучшить инвестиционный климат в сложившихся условиях, власти хотят создать новые игорные зоны:

  1. в казахстанской части МЦПС «Хоргос» для посетителей из Китая;
  2. в стерильных (транзитных) зонах международных аэропортов.

Что касается рекреационно-игровой зоны в Хоргосе, не так давно поступило обращение из Комитета индустрии туризма о создании рабочей группы с целью проработки соответствующего вопроса. Ранее эта тема уже обсуждалась, и было решено, что в Хоргосе не нужна игорная зона. Но после детального изучения ситуации – а с казахстанской стороны за два года практически ничего в этой местности нет – чиновники решили ещё раз всё обсудить. Первое заседание рабочей группы планируют провести буквально на днях.

А вот вопросы о транзитных зонах на сегодняшний день не рассматриваются уполномоченным органом, но кажется, Ассоциация гражданской авиации намерена довести это дело до финиша.

По мнению Министерства культуры и спорта РК, новые игорные зоны помогут остановить отток средств на офшорные игорные площадки, а также увеличат туристический поток из-за рубежа. 

Проблема, когда казахстанские деньги спокойно уходят в офшоры через нелегальные БК, существует, и правоохранительные органы страны не в силах заблокировать всех недобросовестных букмекеров на просторах Интернета. 

Анализируя, могу сказать, что создание новых игорных экономических зон обычно происходит из двух основных соображений.

Во-первых, существует возможность концентрации игорной деятельности на небольшой территории. Это основывается на кластерной концепции с концентрацией игорных услуг, диверсификацией гостинично-ресторанных, спортивных, досуговых услуг и развлечений. В этом случае азартные игры становятся центром туристической области.

Во-вторых, рассматривается возможность реализации концепции «особой экономической зоны» с фискальными и регулятивными налоговыми льготами в целях привлечения инвесторов. Основной причиной для создания игорных зон является активизация экономической деятельности в депрессивных регионах.

Также в развитых странах практикуется программа по предоставлению налоговых льгот для инвесторов, вкладывающих средства в новые игорные зоны. Это помогает максимально привлечь иностранные инвестиции и не даёт развиваться лудомании в стране.

К сожалению, открывать такие игорные зоны сейчас в Казахстане бесполезно. Для этого нужно в первую очередь привести в порядок налогообложение, всю систему администрирования, а также наконец-то определиться с тем, как именно будет функционировать ЦУС. 

Ведь если закрыть глаза на эти факторы, то они помешают работе игорных зон – никто не будет вкладываться в этот бизнес, потому что он нерентабелен. Маржа сейчас очень низкая, налоги высокие, а регулирование сферы стало ещё жестче, чем раньше. Именно поэтому теперь не то что иностранным, но и местным инвесторам вкладываться в игорный бизнес невыгодно.

Можно открыть 10 игорных зон – суть не изменится.

Поэтому я считаю, если новые зоны и будут открыты, они должны стать льготными. Возьмём для примера международный аэропорт. Если игорные зоны будут в транзитной зоне, то нужны льготы уровня tax-free, так же как в сфере дьюти-фри, освобождённой от налогообложения. Подчёркиваю, мы не просим полного освобождения от всех налогов, пускай там даже будет, например, корпоративный подоходный налог, но по льготной ставке.

Что же касается «Хоргоса», то я даже не знаю. Китайским чиновникам играть у себя в Макао разрешено только три дня на китайский Новый год. Если застукают в другое время, немедленно выгонят с работы. Возможно, только по этой причине можно ожидать экспатов и инвестиций из соседней страны, но, узнав о нашей высокой налоговой нагрузке, китайцы могут передумать в тот же момент.