Ужесточение регулирования игорного бизнеса не пойдет на пользу рынку Казахстана

В Нацпалату обратилось сразу три Ассоциации игорного бизнеса Казахстана относительно проекта закона МКС РК в части существенного ужесточения условий деятельности бизнеса, а тема ужесточения законодательства не раз поднималась бизнес-сообществом. В связи с чем, на площадке «Атамекен» прошел круглый стол по вопросам ужесточения регулирования игорного бизнеса и его последствий для рынка Казахстана.



Руководитель управления координации игорного бизнеса и лотерейной деятельности Комитета по делам спорта и физической культуры МКС РК Ермек Жусанов подчеркнул, что в настоящее время согласно сведениям Комитета госдоходов заведен ряд уголовных дел, согласно которым большинство объектов под вывеской тотализаторов осуществляют незаконные азартные игры. Кроме того, по статистике МВД РК участились вооруженные ограбления на букмекерские конторы, что послужило причиной внесения поправок в части усиления безопасности наземных касс.


«Для обеспечения прозрачности мы предлагаем ввести учет ставок, так как в настоящее время большая часть оборота налоговым органам не видна. Наша основная цель - обеспечение безопасной деятельности букмекерских контор, игорных залов», - отметил Ермек Жусанов.


Советник Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Динмухамед Абсаттаров отметил, что вопрос неоднозначный, так как представлено сразу три стороны: бизнес, государство и социальные интересы.


Концепция законопроекта направлена на снижение негативных последствий игорной деятельности для общества. В частности, предложено пять решений.


Во-первых, расширение игровых зон до четырех (поселок Акбулак Талгарского района близ МЦПС «Хоргос» и Мангистауская область).


Во-вторых, запрет на деятельность по организации зала игровых автоматов, разрешить их деятельность только в казино.


Эксперт департамента регионального развития НПП Галымжан Дуамбеков отметил, что подобное нововведение может привести к неравенству субъектов игорного бизнеса.


«При реализации данного пункта есть риск нарушения принципа равенства субъектов игорного бизнеса, потери порядка 400 рабочих мест, сокращения потока инвестиций в развитие регионов и потери госдоходов от налогов и других обязательных платежей с залов игровых автоматов, которые ежегодно составляют свыше 900 миллионов тенге с ежегодным ростом», - уточнил Галымжан Дуамбеков.



Бизнес в свою очередь сетовал, что инвестировать в Казахстан становится не безопасно по причине нестабильности законодательства. Вантим Зоуков -инвестор из Греции, вложил в открытие зала в Капчагайской игорной зоне  2 млрд. тенге.  и перспектива вложенных инвестиций туманна.


«Казино и залы игровых автоматов совершенно разные юридические лица. В Греции Казахстан представлен как благоприятная страна для инвестирования. А что получилось? Я привез деньги и теперь должен все потерять? - спрашивал предприниматель. Напрашивается вопрос, а нужны ли автоматы казино? Я приехал, построил здание специально для зала автоматов, а мне говорят, переезжайте в казино».


Представители бизнеса также отметили, что попасть в игорное заведение гражданину с низким доходом сейчас затруднительно. Сегодня, чтобы попасть в зал необходимо приобрести билет, пройти дресс-код, также в каждом зале работает служба безопасности.



«Мы не согласны с аргументами, которые явились основанием для данного нововведения, - обратился к уполномоченному органу ***** Ассоциации организаторов залов игровых автоматов РК Владимир Трубин, - Мы не согласны с формулировкой, что игорный бизнес – социально опасный бизнес. К тому же бизнес законодательно разрешен в Казахстане. Мы не бесконтрольно развиваемся, чтобы открыть зал игровых автоматов, получаем лицензию, открываемся в строго отведенных местах».


Предприниматели отметили, что для благоприятного инвестиционного климата Казахстана важно обеспечить стабильность законодательства. Это привлечет новые инвестиционные проекты и станет одной из составляющих устойчивого развития страны в мировых рейтингах.



Динмухамед Абсаттаров добавил, что в Казахстане пока нет четкой системы контроля со стороны госоргана. Ужесточение законодательства для регулируемого бизнеса не поможет госоргану контролировать теневой рынок, а наоборот вытолкнет инвестпотоки из страны и увеличит итак не малый теневой рынок в этой отрасли.


В третьих, фактическая монополизация рынка организации пари посредством введения оператора пари и центра учета ставок.


«Из текста проекта закона остается непонятным – это будет единый оператор как в случае с лотереей, или все-таки их будет несколько? - интересовалась исполнительный директор СРО букмекерского и лотерейного бизнеса Гульмира Бергенова. - Если несколько, то чем это отличается от существующей системы, кроме полного отсутствия информации по требованиям к операторам и перекладывания функции выбора операторов с уполномоченного органа на правительство. Если это единый оператор, то как не называй - это установление монополии в отдельно взятой сфере бизнеса с использованием административных ресурсов государственной власти. И такое решение не избавит рынок от нелегальных субъектов, но ударит по законопослушным».



Гульмира Бергенова подчеркнула, что бизнес неоднократно выступал с предложениями по совершенствованию системы игорного бизнеса и предлагал: ввести процедуры самозапрета, упорядочить понятийный аппарат, который сегодня оставляет лазейки для недобросовестных участников рынка, также пересмотреть налогообложение, так как нынешняя система заставляет бизнес уходить в тень.


Бизнес справедливо опасается, что букмекеры повторят судьбу лотерейного бизнеса, это приведет к тому, что на рынке субъектов станет меньше, а потом единый субъект начнет диктовать свои условия. Отмечая, что данное ужесточение не поможет органам справиться с теневым рынком, так как нет нормальных инструментов регулирования и постлицензионного контроля.


В-четвертых, запрет на реализацию алкогольной продукции в кассах оператора пари.


В-пятых, введение обязанности организаторов игорного бизнеса и пари ежегодно направлять на развитие спорта не менее пятнадцати процентов от чистой прибыли.


На данный момент налогообложение игорного бизнеса формируется из таких налогов, как: дополнительный налог 20 процентов от доходов без учёта расходов; ставка налога на игорный бизнес с единицы объекта налогообложения (ежемесячная оплата): на игровой стол – 1660 МРП, игровой автомат – 60 МРП, в кассу букмекерской конторы и тотализаторов – по 300 МРП, электронную кассу букмекерской конторы – 3000 МРП. ИПН у источника выплаты, организатор игорного бизнеса обязан в качестве налогового агента удерживать 10 процентов с каждой выплаты игроку. На практике данный вид налога уплачивается из собственных средств организаций игорного бизнеса.



По итогам 2017 года доход в госказну только от букмекерских контор составил 4,2 млрд тенге, за полгода 2018 года сумма выросла до 10 млрд тенге.


По мнения Нацпалаты, основная цель совершенствования законопроекта – это создание благоприятных условий для развития легального бизнеса и устранение лазеек для нелегального.


Чем больше госорганы будут ужесточать закон, тем больше бизнес начнет уходить в тень. Для Казахстана игорный бизнес является высокодоходным и приносит существенные вливания в государственную казну. Бизнес и госорганы совместно должны найти решение для регулирования деятельности игорного бизнеса. Только совместная работа может сделать бизнес среду прозрачной и безопасной», - резюмировал Динмухамед Абсаттаров.

В течение недели госорган и бизнес-сообщество на площадке «Атамекена» будут вести работу по совершенствованию поправок в законодательство в части игорного бизнеса. Хочется верить, что принятое решение будет гибки и отвечать интересам всех участников рынка, а не отдельных лоббируемых сторон.