Как относиться к заменам, делая ставки на CS:GO

Современная сцена Counter-Strike переполнена заменами, внезапными изменениями составов и мультинациональными коллективами. Вопрос - как с ними обращаться, делая ставки? 


На первый взгляд, ситуация проста - смена состава должна всегда быть негативным моментом, понижая потенциал команды. Все-таки CS:GO как спорт больше всего завязан на взаимодействии между игроками. Все, что связано с тактикой должно быть отработано и налажено для лучшего взаимодействия. Системы рейтингов вычитают очки команды пропорционально замене. То есть смена одного игрока временно понизит рейтинг на 20% (как правило).


thumb_5bab26b32ec36_1537943219.jpg

Electronic - замена, которой потребовалось время.


Однако, это совершенно не так для нашей математики. Некоторые замены сразу же повысят уровень команды, а в другом случае снизят ее предполагаемую эффективность больше, чем на 20%. Рассмотрим оба варианта, но сначала разберемся в терминах, чтобы объяснить, что имеется в виду.


Тактические и “индивидуальные”, “свободные” коллективы


Большинство аналитиков склонны делить команды на тактические и команды “вольного стиля”. Грань между подходами может быть крайне размытой. Например Na’Vi считается чем-то средним. У них есть проработанные тактические заготовки, но с определенного момента индивидуальная игра становится основным фактором. Тогда как Astralis играет, как слаженный механизм. Даже в абсолютном хаосе они способны круто сменить вектор атаки, не высовываться лишний раз и играть по информации.

В основном, стиль игры определяется подходом капитана. Тем, насколько много он дает игрокам свободы на поле действия.


Роли игроков


Тут тоже все неоднозначно, и разные команды играют по-разному. Но для нас важно приблизительно их понимать. Типичная команда выглядит вот так:

  • Открывающий (Entry Fragger) - тот, кто во время атаки заходит на точку первым, предоставляя необходимую информацию.
  • Саппорт - игрок поддержки, чаще прочих покупает оружие для своих соратников, больше фокусируется на знании гранат и кооперации с другими игроками.
    Чистильщик, ударный игрок (Rifler). Тот, кто наносит основной ущерб. Игрок обладающий хорошими техническими данными, способный убрать быстро нескольких оппонентов. 
  • Снайпер - не совсем роль, скорее характеристика, но в современном CS:GO они все больше превращаются в “вольных художников”, и являются основными звездами команды. 
  • Капитан (обычно второй саппорт, порой Entry fragger). Тот, кто заявляет действия на раунд, и, в той или иной степени командует на поле боя.


В защите роли больше связаны со знанием удерживаемой позиции.

thumb_5bab273c1009d_1537943356.jpg

Потеря TACO на бразильцах сказалась сильнее, чем можно было ожидать. 


Теперь непосредственно о заменах


Если команда меняет капитана, это всегда большой минус, хотя можно утверждать, что это слабее скажется на “вольной” команде. Тут больше отдано на откуп игрокам, поэтому и результат не будет столь драматическим. Для тактической команды смена капитана означает очень серьезные изменения, и положительных результатов стоит ожидать нескоро. Поэтому в FaZe (индивидуальной, звездной команде) после смены karrigan на NiKo в роли командующего принципиально ничего не меняется. 


Похожая ситуация происходит и с основным саппортом. Новому человеку требуется время, чтобы изучить наработанные схемы, принципы взаимодействия и даже отдельные гранаты. Поэтому смену игрока поддержки можно назвать одной из ключевых. Так, резко пострадали North после замены Rubino, mousesports после STYKO, MiBR (SK gaming) после ухода TACO. В последнем случае было заметно, как просел даже coldzera, настолько его игра зависела от игрока поддержки. А еще саппорт, как правило отвечает за “точку Б”. То есть удерживает ее на определенных картах (Train, Mirage) в одиночку и должен действовать крайне уверенно.

В случае, когда меняют “звезду”, или основную ударную силу, больше теряют “вольные” команды по понятным причинам, хотя наличие огневой мощи требуется любому составу. Cloud9 в нынешней форме сильно страдает от отсутствия таковой.

Надо заметить, что смена снайпера нынче редко выглядит важным фактором, если это не суперзвезда. Как правило находится кто-то способный отыграть эту роль если не идеально, то достойно. Примеры: NIP на Мажоре, MSL в Стокгольме, nitr0 в Liquid.

Если замена происходит “по позиции”, кроме тех, что описаны выше, то частенько это может оказаться апгрейдом. Личная статистика может быть важней, чем сыгранность и взаимопонимание, тем более что именно провалы в этих аспектах приводят к самим заменам. Отличный пример - magisk, сменивший kjaerbye в Astralis. Пусть замена и не совсем прямая (rifler на entry), magisk заполнил нишу ударного игрока, где он очень стабилен, и этой качества в исполнении как раз не хватало датчанам для идеальной картины.


thumb_5bab290c09c57_1537943820.png

Astralis, вскоре после приобретения magisk.


Планируемая замена против вынужденной

Очевидно, что когда команда впопыхах ищет нового игрока, это сильно повредит ее форме, особенно на первых порах. Покупка Stewie2K - хороший тому пример. Планируемая замена тоже может быть неудачной, особенно, когда совершается под большим влиянием игроков. Xizt, к примеру, никак не украсил fnatic, но тот факт, что основа состава хотела играть в определенный стиль CS:GO легко привел его на эту позицию, несмотря на то, что с GoldeN они добились больших успехов.


Коллективы уровня топ 20-30 и ниже

На них изменения в составе сказываются в меньшей степени. Объяснение этому очень простое - в среднем уровень сыгранности ниже, качество игры - хуже. Примеров - множество. AGO не сильно потеряли, после ухода главной звезды, Imperial сменили недавно двух игроков и все равно были способны показать приличный уровень на DreamHack Montreal. 


Когда второстепенный коллектив получает известного лидера, как это было с приходом stanislaw в CompLexity, можно смело утверждать о скором подъеме команды.


Фактор “Медового Месяца”

Довольно известный эффект. Команда делает перестановку, и один-два ивента проводит в отличной форме. Затем обычно происходит откат на исходные позиции, а то и хуже. NIP известны своей способностью демонстрировать этот эффект с каждым новым игроком, но самый волшебный медовый месяц провели North, выиграв нежданно-негаданно DreamHack Stockholm в начале сентября, когда в команду пришел Gade.


Инструкция по применению


Пытаясь определить силу команды, в которой недавно произошла замена следует учитывать:


  • Какую роль меняют. Повторюсь, что для структуры команды саппорт, несмотря на самые слабые показатели - ключевое звено, поэтому не стоит считать, что сменив технически самого слабого игрока на более мощного она совершает апгрейд. 

  • Рейтинг коллектива и стиль команды. Такой монстр, как FaZe Clan выиграл с cromen в этом сезоне турнир (пусть и не самый престижный), и в целом неплохо выступал.  Их свободный подход позволяет быстро адаптироваться, а суперзвезды команды могут отыграть за двоих. 

  • Актуальность замены. Если это вынужденный ход, то больше шансов, что команда потеряет, нежели приобретет. Стоит понимать, что организации и команды склонны принимать необдуманные решения чаще, чем кажется и многое в киберспорте диктуют именно игроки. Поспешные перетасовки часто свидетельствуют об общем кризисе команды, а не о форме отдельного игрока. 

  • В любом случае, при ставках на команду с недавней заменой (около двух месяцев, или 2-3 турнира), следует сначала приглядеться к ее нынешней форме. Избегать ставить в первом-втором круге турнира, оценить, насколько уверенно действует новый игрок.