Интеграция ИС ЦУСа: частный партнёр сможет лоббировать любые требования

Об эксперте:
Председатель Ассоциации Букмекеров Казахстана – организация, которая осуществляет деятельность, направленную на установление общих профессиональных требований на рынке букмекерских услуг Казахстана, а также деятельность по представлению и защите интересов своих членов. Ранее занимала пост комплаенс-менеджера в БК «Олимп», в прошлом главный бухгалтер в сфере игорного бизнеса. Бакалавр в области учёта и аудита, магистр экономических наук, налоговый консультант РК.

На прошлой неделе Министерство культуры и спорта представило на согласование проект приказа «Об утверждении Правил приёма, учёта и хранения информации о принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним, а также передачи её иным лицам». Сегодня я хочу вкратце рассказать об этих правилах к проекту ЦУСа, а также дать им экспертную оценку.

Прежде всего я считаю, что представленный проект требует тщательной и детальной доработки для повторного рассмотрения.

Например, в нём прописано, что организаторы игорного бизнеса обязаны представлять информацию по запросу ИС ЦУСа в течение 5 рабочих дней. Но этого срока не хватит для обработки и подготовки ответа: если учитывать специфику бизнеса, то станет ясно, что в отдельных случаях букмекерам нужно куда больше времени для выявления нарушений правил со стороны игроков. 

Кроме того, из проекта и вовсе необходимо исключить некоторые пункты, так как их применение ведёт к правовой неопределённости. Например, Ассоциация предложила исключить следующие пункты-требования:

  • Технические и организационные требования и условия, необходимые для интеграции с ИС ЦУСа, размещаются на интернет-ресурсе ЦУСа.
  • Организаторы игорного бизнеса направляют запрос на интеграцию своих объектов информатизации с ИС ЦУСа посредством интернет-ресурса ЦУСа.
  • Интеграции с ИС ЦУСа предшествуют проверка соответствия техническим и организационным требованиям и условиям, а также испытательные мероприятия.
  • В случае успешного завершения испытательных мероприятий процесс интеграции объектов информатизации организаторов игорного бизнеса считается завершённым.

Во-первых, на сегодняшний день никто не понимает, какие требования и условия установит ИС ЦУСа для интеграций систем букмекерских контор. Примем во внимание, что данный пункт не ограничивает ЦУС по ужесточению требований и условий для интеграций с их системой. Впоследствии это может привести к дополнительным расходам (увеличение возможности сервера, покупка дополнительных ПО, закупка у ИС ЦУСа дополнительных проверок и т.д.).

Во-вторых, необходимо уточнение по следующим вопросам: какой вид проверок будет осуществлён? кто или какой орган будет проводить проверку? Также следует прописать регламент проверок, указать базовые технические требования, а также сроки проведения.

Если же в целом говорить о введении ИС ЦУСа, то несложно понять, что она несёт в себе серьёзную угрозу для дальнейшей деятельности платёжных систем Республики Казахстан, что в свою очередь приведёт к нарушениям базовых принципов законодательства в области защиты конкуренции, снижению предпринимательского потенциала в данном секторе экономики, непрозрачности механизма ценообразования тарифных, комиссионных составляющих.

Чтобы не допустить грубейших нарушений принципов законодательства в области защиты конкуренции, я считаю, что сегодня необходимо придать определению «ИС ЦУС» множественный характер, который бы позволил сразу нескольким операторам осуществлять обработку информации, поступающей от организаторов игорного бизнеса. Тем более что ранее принято решение о реализации ИС ЦУСа через механизмы государственно-частного партнёрства.

Пример: в Российской Федерации существует минимум два центра учёта переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов (ЦУПИС).

В связи с этим нельзя не сказать об ограничениях игроков. Есть общемировая практика для ограничения максимальной ставки, коэффициентов на отдельные события и коэффициентов конкретному клиенту без объяснения причин. Кроме того, приём повторных ставок на один исход или комбинацию исходов от одного игрока может быть ограничен по решению букмекерской компании. 

Поскольку бизнес в целом основан на вероятных величинах, в отдельных случаях определение нарушения правил игроками не может быть квалифицировано со стопроцентной точностью. В связи с этим необходимо сохранить право БК на изменение статуса и каких-либо параметров заключённого пари без объяснения причин.

Ввиду того, что проект будет реализовываться в рамках государственно-частного партнёрства, подобные формулировки наделяют владельцев ИС ЦУСа неограниченными возможностями в области организационных требований и условий для интеграции, что в конечном итоге приведёт к росту коррупционных составляющих и возможности для частного партнёра лоббировать любые требования и желания в части интеграции с букмекерскими компаниями. В том числе:

Требования к серверам букмекерских контор. Диктовать несоответствующие технические требования для осуществления букмекерской деятельности. Так как, по закону об игорном бизнесе, оборудование должно принадлежать букмекерским конторам на праве собственности, подобные требования со стороны частного партнёра могут создать техническую невозможность ведения деятельности БК.

Требования к аппаратно-программному комплексу букмекерских контор. Информационная система у всех действующих участников рынка значительно отличается друг от друга ввиду уникальных характеристик и конкурентных преимуществ. Подобные изменения и приведение всех аппаратно-программных комплексов в единое соответствие противоречат правам БК, а также создают прецедент в области интеллектуальной защиты прав. Компания, которая первой зарегистрирует права, получит монопольное положение, что противоречит политике Республики Казахстан.

Требования к техническим характеристикам передачи данных при интеграции с ИС ЦУСа. Подобные формулировки наделяют частного партнёра возможностью требовать передачи данных в невозможном для букмекерских контор виде и с полным изменением информационной системы БК.

Условия интеграции. Это отдельный беспредел, ведь формулировка «условия интеграции» может означать всё что угодно: от любой платы в миллионы долларов до невозможных технических оснащений системы.

Подытоживая, хотелось бы отметить, что подобные изменения могут потребовать от букмекеров серьёзных инвестиций и более длительных сроков для доработки. Также ввиду того, что ИС ЦУСа создаётся частным партнёром с отсутствием квалифицированных знаний и опыта в сфере букмекерского бизнеса, интеграция с информационными системами и аппаратно-программным комплексом букмекерских контор может попросту зайти в тупик и не сдвинуться с мёртвой точки в запланированный срок запуска. Результатом таких действий может стать полный уход игорного бизнеса в тень или же закрытие легальных букмекерских контор.