Гран-при Канады 2019: «Себастьян просто ошибся», но за ошибки надо платить!

Все любители Формулы-1, можно сказать, выведены из состояния равновесия скандальными результатами гонки, проведенной в рамках Гран-при Канады 9 июня 2019 года. Напомним, что незадолго до финиша гонки в Канаде Себастьян Феттель, лидировавший на тот момент, сначала не справился с управлением и выехал за пределы трассы, а потом, возвращаясь на трассу, Себастьян поехал наперерез Льюису Хэмилтону, преследовавшему его. Льюису пришлось притормозить, чтобы избежать столкновения. Стюарды посчитали маневр Себастьяна Феттеля опасным, и наложили на Себастьяна прямо по ходу гонки штраф в 5 секунд. Феттель сохранил лидерство в гонке и приехал к финишу первым, но отрыв от финишировавшего вторым Льюиса Хэмилтона оказался меньше пяти секунд, и Хэмилтон был признан победителем гонки.

5d08c391530f0_1560855441.png

Многие эксперты не согласны со штрафом Себастьяна Феттеля, лишившим его победы в Гран-при Канады. Например, спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко не считает, что Феттель заслуживает наказания: «Себастьян не сделал ничего плохого. Он всеми силами пытался удержать машину на трассе…». Аналогичного мнения придерживается и сэр Джеки Стюарт, он так говорит об инциденте в Монреале: «У Ferrari есть повод подать апелляцию, поскольку Себастьян просто ошибся. Вы не можете наказывать гонщика за ошибку, если он не повредил чужую машину. Решение стюардов было слишком суровым. Когда Себастьян Феттель вылетел на траву, ему уже было некуда деваться, так как скорость была слишком велика. Я на 100% уверен, что он не намеренно заблокировал Льюиса. В тот момент он не думал о Льюисе, не знал, где тот находится. У него просто не было другого выхода, кроме как сделать то, что он сделал». Подобного мнения придерживаются многие эксперты, но есть и противоположное мнение.

Среди тех, кто поддержал решение стюардов Гран-при Канады, также есть весьма авторитетные эксперты. К их числу относится недавно завершивший карьеру пилота Формулы-1 чемпион мира 2016 года Нико Росберг. Его мнение представляет особый интерес, поскольку у Нико имеется большой опыт борьбы на трассе как с Льюисом Хэмилтоном, так и с Себастьяном Феттелем, и это очень важно. Росберг достаточно детально разобрал в своем интервью ошибку Феттеля, ниже мы проанализируем гоночную ситуацию более подробно, а пока выделим лишь самую главную мысль Нико: «Очевидно, что Себастьян небезопасно вернулся на трассу. Таковы правила – надо возвращаться на трассу не представляя угрозу для соперников. Всё так, как есть. В этом случае он заслужил штраф».

Еще раз отметим, что пока мы лишь восстанавливаем в памяти картину событий, связанных со штрафом Себастьяна Феттеля. Решение стюардов огорчило не только Себастьяна, в итоговом протоколе гонки он оказался вместо первого места на втором, и это очень сильно огорчило тех бетторов, которые сделали ставки на победу Феттеля. Они, получается, проиграли!.. напомним, что накануне Гран-при Канады шансы Феттеля на победу в квалификации и в гонке оценивались букмекерами относительно невысоко. Коэффициент на победу Феттеля в квалификации был равен 5,0, в то время как на победу в квалификации Льюиса Хэмилтона и Вальттери Боттаса букмекеры выставили коэффициенты 2,1 и 3,1 соответственно. На победу в гонке Себастьяна Феттеля до начала уик-энда букмекеры выставили коэффициенты также порядка 5,0, в то время как на победу Льюиса Хэмилтона и Вальттери Боттаса можно было сделать ставки с коэффициентами 2,15 и 3,5 соответственно. Позже, когда пилоты команды Ferrari показали во время свободных заездов высокую скорость, коэффициенты букмекеров на победу Феттеля стали значительно меньше. После выигранной Себастьяном квалификации на его победу в гонке коэффициенты букмекеров были порядка 1,9 – 2,0. Даже те бетторы, которые делали ставки на победу Себастьяна Феттеля в гонке с такими коэффициентами, из-за полученного Себастьяном штрафа лишились весьма приличного выигрыша. Еще больше должно было быть разочарование тех бетторов, которые «предвидели» победу Феттеля и сделали ставки с коэффициентами порядка 5,0.

Давайте теперь рассмотрим гоночный инцидент и ситуацию со штрафом Себастьяна Феттеля более подробно. Вспомним подобные прецеденты, когда пилоты, первыми пересекшие финишную черту в гонках Формулы-1, впоследствии лишались победы из-за наложенного на них штрафа. Кроме того, в ретроспективе попробуем выяснить, стоило ли вообще делать ставки на победу Себастьяна. Также рассмотрим варианты дальнейшего развития событий, поскольку «дело еще не закрыто» и команда Ferrari собирается воспользоваться своим правом просить о пересмотре решения стюардов, так как имеются новые свидетельства, которые не были доступны на момент вынесения вердикта. Все самое интересное еще впереди! В самом деле, очень интересно, как букмекеры отреагируют на ситуацию, если штраф Феттеля будет отменен, и в его активе окажется победа в Гран-при Канады.

Прецеденты в истории Формулы-1

Ситуация с лишением Себастьяна Феттеля победы в гонке не является беспрецедентной. Это, по крайней мере, уже 13-й случай, когда пилот лишается победы в гран-при в результате судейского решения. Раньше в подобном положении оказывались многие именитые гонщики, к примеру, в 2008 году сам Льюис Хэмилтон был в подобной ситуации. В Спа он, по мнению стюардов, срезал последнюю шикану и некорректно опередил Кими Райкконена. В наказание Хэмилтон получил 25-секундный штраф. Победителем Гран-при Бельгии в итоге был признан Фелипе Масса, в реальности занявший второе место в гонке.

Другим примером лишения победы в гран-при пилота из-за наложенного на него штрафа является скандальная ситуация с дисквалификацией Михаэля Шумахера на Гран-при Бельгии в 1994 году. Результат Шумахера был аннулирован из-за того, что деревянная контрольная планка под днищем его машины Benetton после финиша оказалась слишком тонкой. Команда пыталась подать протест, уверяя, что планка «стесалась», так как машину Шумахера развернуло на одном из поребриков. Решение стюардов, однако, осталось неизменным, и победителем был объявлен Деймон Хилл, пилот команды Williams.

Интересно отметить, что прецеденты лишения пилота победы и раньше не раз случались именно во время Гран-при Канады. В 1990 году на Гран-при Канады первым финишировал пилот команды McLaren Герхард Бергер, но его оштрафовали за фальстарт, к результату Бергера прибавили «штрафную минуту» (!), и победа досталась его напарнику Айртону Сенне. Другая подобная история случилась всё на той же трассе в Монреале в 1980 году. Как и в предыдущем случае, за фальстарт был оштрафован пилот команды Ligier Дидье Пирони, и в протоколе гонки на первую строчку переместился пилот Williams Алан Джонс. С учетом перечисленных и некоторых других случаев лишения пилота победы в результате «судейского решения» можно заключить, что история с Феттелем не является беспрецедентной. В общем, «дело житейское».

Кто прав, и кто виноват?

5d08b931625c7_1560852785.jpg

Теперь давайте попробуем выяснить, что случилось с Себастьяном Феттелем, и кто в этом виноват. По нашему мнению, оценка инцидента в Канаде, сделанная Нико Росбергом, является наиболее верной. Нико рассмотрел не только технические но и психологические аспекты сложившейся во время Гран-при Канады ситуации, что очень важно для понимания причин произошедших событий. По мнению Росберга, Феттель испытывал тяжелейший психологический прессинг во время гонки, и именно это обстоятельство привело Феттеля к ошибке на трассе, лишившей его победы в Гран-при Канады. Нико Росберг так говорит о случившемся инциденте: «Льюис продемонстрировал отличный гоночный темп… Для него канадская трасса одна из лучших… В Монреале он всегда невероятно быстр, опередить его очень сложно. Льюис буквально летел и прессинговал Феттеля. Когда Льюис полтора часа вплотную вас преследует, это одна из самых сложных ситуаций, в которых можно оказаться. Будучи впереди, вы не можете допустить ни малейшей ошибки… Преследовать соперника гораздо легче, чем ехать впереди, а если позади Льюис – это реальная угроза, он всегда оказывает огромное давление. Я бы хотел, чтобы Феттель добился успеха, – это было бы здорово. Но получилось всё так, как обычно. Когда Феттель борется с Хэмилтоном и чувствует прессинг, он ошибается. В Канаде он снова допустил ошибку».

Анализируя ситуацию, Росберг далее заявляет: «Прессинг становился сильнее с каждым кругом – и Себастьян вылетел с трассы, а затем вернулся на траекторию… Правила гласят: когда гонщик вылетает с трассы, он должен вернуться туда, не представляя угрозы для соперников. А Феттель поехал по диагонали!.. Он кричал по радио: «У меня грязные шины! Я не могу контролировать машину! Куда я мог ехать! Я не видел Льюиса»! Однако, он точно знал, что Льюис рядом. Уверен, Феттель без проблем мог оставить больше места, особенно под конец, когда Льюис начал тормозить. Но он этого не сделал. Хэмилтон понял, что ситуация становится опасной – Феттель продолжал смещаться в его сторону, и Хэмилтону пришлось сбросить скорость. Я несколько раз посмотрел повтор – если бы Льюис не снял ногу с газа, он врезался бы в стену или в Феттеля. Очевидно, что Себастьян небезопасно вернулся на трассу. Таковы правила – надо возвращаться на трассу не представляя угрозу для соперников. Всё так, как есть. В этом случае он заслужил штраф».

В дополнение к сказанному Росберг пересказал в интервью свой разговор по поводу штрафа Феттеля с отцом, также чемпионом мира по автогонкам в Формуле-1: «Отец сказал мне, что возможно, в этой ситуации Феттель на 60% заслуживал штрафа, а на 40% - нет. Я спросил, почему на 40%. Он ответил, что Феттель не контролировал машину и не мог ничего сделать лучше – у него были грязные шины, ведь он только что проехал по траве и так далее. Я сказал: «Ладно, я это понимаю. Ну и что? Всё равно надо вернуться на трассу безопасно, а если вы не можете контролировать машину, значит, вы представляете угрозу для соперников! Значит, он заслужил штраф». Все утверждения Феттеля, что у него грязные шины, он не мог контролировать машину и не видел Льюиса – это не оправдание».

Итак, мы видим, что стюарды, если они увидели ситуацию приблизительно так, как Нико Росберг, имели определенные основания оштрафовать Себастьяна Феттеля и оштрафовали. Теперь, как говорится, мяч на стороне команды Ferrari, команда собирается просить о пересмотре решения стюардов. Чем дело закончится пока не ясно, с интересом будем следить за развитием событий. Впрочем, по нашему мнению, верно смотрит на сложившуюся ситуацию Лео Турини, итальянский журналист, кстати, юрист по образованию. Турини так говорит о рассматриваемом инциденте и его последствиях: «Откровенно говоря, если предположить, что решение всё-таки будет пересматриваться, то в Mercedes выдвинут простой контраргумент: даже если Феттель не был виноват, вполне очевидно, что под конец гонки Хэмилтон не стал его атаковать только потому, что знал о наложенном на соперника штрафе. Соответственно итоги Гран-при Канады пересматривать нельзя. И тогда дело приобретает политическую окраску, и чтобы его разрулить, потребуется здравый смысл, причём в промышленных дозах».

Добавим, что все букмекеры Казахстана рассчитали ставку согласно официальному протоколу. Потому, поставившим на Феттеля должно быть обидно, а вот ставка на фаворита Хэмилтона себя оправдал, в который раз.

На этом пока остановимся и с нетерпением будем «готовиться» к следующему этапу чемпионата Формулы-1. До свидания!