Бадри Шаинидзе: «Перенос букмекеров в резервации никаких проблем не решит»

Руководитель Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан Бадри Шаинидзе пообщался с редакцией Legalbet и дал свою оценку предлагаемым поправкам в закон об игорном бизнесе, которые прошли уже два чтения в Межлисе. В частности, во время беседы, эксперт затронул тему переноса букмекерских контор в игорные резервации и введение ЦУСа.

Насколько целесообразно переводить букмекерские конторы в «игорные резервации»?

– Мера абсолютно нелогичная, она совершенно не соответствует времени. Министерство культуры и спорта проводит «линию целесообразности», ссылаясь на уменьшение вовлекаемости граждан в игру, при этом не рассматривает проблематику «вопроса игорного бизнеса» в Казахстане: низкий уровень администрирования игорного бизнеса в целом и букмекерских контор и тотализаторов в частности. Именно из-за этого возникает рост незаконного игорного бизнеса в сфере пари, а из неё вытекает неуплата налога, ущемление интересов граждан, невозможность использования запрета на принятие ставок для лиц, страдающих игроманией.

Сейчас законопроект содержит нормы, позволяющие расширить налоговый контроль путем использования Центра учета ставок: четко регламентированы правила работы букмекерских контор и тотализаторов, а также признания лица игроманом через судебные органы с ограничением дееспособности. То есть многие проблемные аспекты, а точнее пробелы в законодательстве в сфере игорного бизнеса, законопроектом предусмотрены, однако все напрочь портит вывод букмекерских контор и тотализаторов в резервации.

Объяснения депутатов вас устраивают?

– Те обоснования, которые предлагает уполномоченный орган и депутаты, являются недостаточными. Никогда не обсуждался серьезно вопрос последствий «переезда» для бизнеса и, конечно, граждан, а это является ключевым моментом.

Например, в законопроекте отсутствуют положения по эффективной блокировке иностранных сайтов в сфере пари, а это прямо сказывается на бизнесе и гражданах, которым, возможно, будет выгоднее делать ставки на зарубежных сайтах, при этом усложняется или делается невозможным эффективно защищать права и интересы граждан в спорных ситуациях.

К нам поступали обращения от людей, которые, делая ставки на иностранных сайтах, получили необоснованный отказ в выплате выигрыша, или у них были заморожены денежные средства на клиентском счете. К сожалению, в полной мере помочь в таких ситуациях не представляется возможным.

Заместитель директора БК Tennisi Сергей Казаков заявил, что к концу 2019 года сумма отчислений букмекеров государству достигла 20 миллиардов тенге. Бизнесмен уверен, что в случае принятия поправок сократятся налоговые отчисления, а без работы останутся 5000 сотрудников. Насколько реальны эти цифры?

– Допускаю, что он прав как в отношении сокращения в налоговой части, так и в отношении работников. Наземные кассы облагаются налогом, который равен приблизительно 2 000 $ и оплачивается ежемесячно за каждую кассу. На июль 2019 года наземных касс насчитывалось около 985, показатель является динамичным. Однако стоит учесть, что показатель по количеству легальных наземных касс сократился в 4 квартале 2019 года в связи с началом расследований уголовных дел в отношении крупных букмекерских контор.

По информации Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса, на февраль 2020 года количество легально действующих наземных касс варьировалось уже в пределах 250, а к маю 2020 года, этот показатель едва смог подобраться к 450.

– Учитывая рост числа ППС, можно сделать вывод, что сумма налоговых поступлений при переносе букмекерских контор и тотализаторов, конечно, уменьшится, но не так ощутимо, как по сравнению с показателями 2018 года, когда налог на наземные кассы только букмекерских контор составил 23,5 млн долларов. При этом спикер Мажилиса господин Нигматулин заявил, что все риски, связанные с переносом букмекерских контор и тотализаторов, ничто, по сравнению с отрицательным влиянием на общество.

Ходят слухи, что некоторые игорные зоны лоббировали интересы олигархов. Стоит рассматривать такую версию, или же власти действительно хотят ограничить казахстанцев от лудомании? Кому ещё может быть выгоден переезд БК в резервации?

– Казино и залы игровых автоматов уже имеют свою определенную клиентуру и, так как они расположены в отдаленности от крупных городов, не думаю, что туда начнут массово стекаться клиенты букмекерских контор и тотализаторов.

Наибольшую выгоду может получить именно лотерейная деятельность, которая функционирует на территории всего Казахстана. В последнее время лотерея составила наибольшую конкуренцию букмекерам, чем кто-либо за последние 10 лет.

Насколько, по-вашему, в настоящий момент велика финансовая нагрузка на игорный сектор страны? Проблему видят именно в теневом сегменте. Введение ЦУСа действительно может исправить ситуацию?

– Примечательно, что до недавнего времени государство не стремилось узнать количество ставок, размеры ставок и выигрышей, вывести обороты из тени. Игорный бизнес облагался фиксированными налоговыми ставками, что устраивало всех.

Для государства такой метод во многом облегчал налоговое администрирование, а бизнес устраивало, что никто не лез в их «внутренние финансовые дела». Но все больше звучали высказывания, что игорный бизнес и, в частности, букмекерские конторы имеют гигантскую прибыль в различных вариантах, но какую, никто не мог сказать точно.

Напомню, что в 2017 году была предложена поправка, увеличивающая налоговую нагрузку игорного бизнеса в 2 раза. С этого момента игорный бизнес начал попытки по недопущению принятия такой поправки: был сделан специальный анализ, по результатам которого ставки налога на игорный бизнес в пост-советских странах имели наиболее высокий показатель именно в Казахстане. Первоначально нижняя палата Парламента отвергла предложение об увеличении налога, однако поправка позже была принята Сенатом без изменений.

Теневой рынок в сфере игорного бизнеса распространен не только из-за больших налогов, но и во многом из-за низкого государственного администрирования и коррумпированности. Игорные заведения функционируют без образования юридического лица, без лицензии, без регистрации наземной кассы в налоговых органах, без подключенных кассовых аппаратов.

ЦУС действительно заставит нелегальные БК получать лицензии?

– Отмечу, что ЦУС работает только с легальным бизнесом и будет полезен исключительно налоговым органам, которые осуществляют контроль в этой сфере. ЦУС не является инструментом, препятствующим возникновению нелегальных игорных заведений, однако он способен вывести из тени данные, необходимые для наилучшего финансового контроля легального игорного бизнеса со стороны налоговых служб.

Для того, чтобы заставить нелегальный бизнес полностью перейти в легальное положение, необходимы другие инструменты, в частности, силового характера. Также, по его мнению, в настоящий момент оборот клиентов легальных и нелегальных БК примерно равен.

– Относительно информации по оборотам, количеству клиентов между легальным и нелегальным бизнесом точных данных нет, но предполагаю, что соотношение как минимум 1/1.

Как в целом сегодня вы оцениваете отношение властей к игорному сектору страны?

– Абсолютная нулевая терпимость. Что во многом обусловлено виной самого игорного бизнеса. Если государство не способно было контролировать отрасль, этим должен был заняться сам сектор. Не должен вестись бизнес, когда рядом с одной легальной кассой функционируют 3 нелегальных.  В 2018 году соотношение было именно 1 к 3, в 4 квартале 2019 года и вначале 2020 года соотношение составило 1 к 7, так как убавилось количество легально действующих касс букмекерских контор.

Букмекерам могут запретить принимать ставки на неспортивные события. Насколько этот шаг оправдан, и действительно ли это поможет сократить объемы теневого рынка?

– В казахстанском законодательстве в сфере игорного бизнеса существует различие между пари и азартной игрой. К ставкам на пари относятся букмекерские конторы и тотализаторы, а к азартным играм относятся ставки, принимаемые в казино и залах игровых автоматов.

Если объяснить в двух словах, то в пари клиент и, например, букмекер не принимают прямого участия, и от их действий не зависит исход события. В азартной игре наоборот - от навыков клиента будет зависить исход события (например, карточные игры). В Казахстане азартные игры разрешены только в отдельных зонах, онлайн запрещены. Тогда как в пари можно делать ставки в онлайн и в оффлайн. Букмекеры и тотализаторы злоупотребляли тонкой гранью между понятиями пари и азартной игрой, из-за чего и вводят норму, запрещающую принимать ставки на пари, кроме как на спортивные события.

Напомню, что в настоящее время правоохранительные органы страны уже имеют богатый опыт по закрытию букмекерских контор, которые принимают ставки на азартные игры под видом пари. В результате чего увеличилась статистика по уголовным делам в отношении БК, что использовалось как дополнительный аргумент в переносе букмекерских контор и тотализаторов.

Так в 2017 году было возбуждено 586 уголовных дел по статье «Деятельность незаконного игорного бизнеса», в 2018 году - уже 738 уголовных дел, в 2019 году были самые громкие уголовные дела в отношении крупных букмекерских контор на рынке - примерно  75%».

Закон, по которому родственники игроманов могут ограничить их в дееспособности по решению суда. Насколько сложно реализовать это с юридической и практической точек зрения?

– Ограничение в дееспособности — это серьезная мера, и пока она не принята. Я не думаю, что стоит ее вводить. Однако на рынке игорного бизнеса хаос, и он лишь усилится с «переездом» букмекеров и тотализаторов. Ограничить лицо любым способом можно только в рамках легального игорного бизнеса.

Человек, ограниченный судом в дееспособности, будет и дальше ставить на иностранных сайтах, наземных нелегальных кассах. Необходима комплексная работа по уменьшению нелегального рынка, тогда будут эффективны любые законные методы уменьшения влияния игорного бизнеса.

В БК «Париматч» отметили, что из 100% клиентов букмекеров примерно 1-2% могут относиться к категории «часто играющих» или «предрасположенных к игровой зависимости». Однако остальные 98-99% — это люди, которые делают ставки лишь изредка, и то для развлечения. Как вы думаете, захотят ли 98-99% клиентов передавать ЦУС свои персональные данные?

– Точное число клиентов букмекерских контор не знает никто, так как отсутствует единая база данных, поэтому и говорить об этом не представляется возможным в настоящее время. Если речь идет об опасении утечки данных клиентов, то стоит учитывать, что ЦУС будет подконтрольный государству, в настоящее время государство и так располагает в электронном виде почти полной информацией о гражданах, поэтому не думаю, что будут серьезные опасения со стороны граждан.

Стоит ли ждать снижения потока клиентов?

– В случае переноса букмекерских контор и тотализаторов в резервации клиентская база отечественных букмекерских контор может остаться без изменений. Однако все будет зависеть от их конкурентной способности с иностранными сайтами букмекерских контор, действующими легально, с нелегальными кассами, с лотерейной деятельностью.