Арайлым Сагынтай о правовом анализе принятия закона об игорном бизнесе

Об эксперте:
Арайлым Сагынтай с мая 2020 года является Председателем Дирекции ОЮЛ «Ассоциация Букмекеров Казахстана». С 2015 по 2019 года работала главным бухгалтером в сфере игорного бизнеса. Общий стаж работы в сфере налогообложения и бухучета более 10 лет.

Как и обещала в предыдущей записи, сегодня собираюсь рассказать о правовом анализе закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса». 

И да, сейчас будет много правовых нюансов, но всё это необходимо разобрать, чтобы не быть голословной. Без лишних слов перейду сразу к выявленным нарушениям, которые тем не менее не помешали принятию поправок. 

Нарушение предпринимательского кодекса

Согласно п. 1 ст. 82 Предпринимательского Кодекса в случае если государственные органы планируют ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, необходимо предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия (АРВ) в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству.

В соответствии с п. 3 ст. 82 Предпринимательского Кодекса ужесточение регулирования осуществляется только после одобрения на заседании межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности (МВК).

Депутаты Мажилиса в первом чтении проголосовали за вывод касс букмекерских контор в резервации Боровое и Капшагай 13 мая 2020 года. По состоянию на этот день одобрения со стороны МВК не было. Следовательно, нарушен п. 3 ст. 82 Предпринимательского Кодекса.

Нарушение регламента Мажилиса

На основании выраженной позиции Администрации Президента РК в декабре 2019 года Правительство представило заключение в Мажилис Парламента, что перенос касс БК в резервации нецелесообразен («Заключение №1 Правительства»). В апреле 2020 года на основании повторного вынесения депутатами вопроса о резервациях Правительство подготовило второе заключение (№20-1481 от 06.04.2020 г.) в Мажилис Парламента, что перенос касс БК в резервации нецелесообразен («Заключение №2 Правительства»). 

Однако по непонятным причинам, несмотря на наличие Заключения №1 и Заключения №2 Правительства, в мае 2020 года было подготовлено третье заключение Правительства, но уже с поддержкой вывода БК в резервации («Заключение №3 Правительства»). Администрация Президента 11 мая 2020 года выразила дополнительную позицию для внимания Правительства, что в соответствии с Предпринимательским кодексом ужесточение регулирования, коим является перенос касс БК в удаленные резервации, требует проведения АРВ. По состоянию на 11 мая 2020 года АРВ и положительного заключения МВК не было.

Через один день, 13 мая 2020 года, во время первого чтения законопроекта по вопросам игорного бизнеса в Мажилисе выступил представитель Министерства национальной экономики и заявил, что «разработчиком проведен анализ регуляторного воздействия, МНЭ предоставило положительное заключение, АРВ одобрен МВК».

То есть все депутаты Мажилиса при голосовании в рамках первого чтения по вопросу вывода в резервации БК были введены в заблуждение.

Согласно пункту 13 Регламента Мажилиса Парламента от 08.08.1996 г. (с изменениями от 07.09.2016 г.), «выступающий на пленарном заседании Мажилиса не вправе нарушать правила депутатской этики, употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям». 

Обращаем внимание, что согласно пункту 24-4 Регламента Мажилиса Парламента «проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики». Однако Заключение №3 Правительства не разъясняет, какие меры будет принимать Правительство для восстановления государственных доходов от вывода наземных касс БК в резервации, т.к. более 1000 объектов налогообложения (т.е. наземных букмекерских касс), которые платят по 300 МРП за один объект ежемесячно, будут сняты с налогового учета. Соответственно только ежегодно государство будет недополучать 10 млрд тенге (300 МРП х 1000 касс х 12 мес х 2778 тг).

Согласно пункту 35 Регламента Мажилиса Парламента «текст проекта закона, представленный инициатором законопроекта и материалы к нему представляются депутатам не позднее, чем за десять дней до рассмотрения этого законопроекта на пленарном заседании, а также размещаются в автоматизированной системе». Учитывая, что законопроект был рассмотрен 13 мая 2020 года, то все материалы по нему должны были быть предоставлены депутатам до 3 мая 2020 года. Однако, учитывая, что Администрация Президента предоставила свое мнение в Правительство 11 мая 2020 года, у нас есть основания полагать, что пункт 35 Регламента Мажилиса был нарушен в части сроков предоставления материалов депутатам, либо депутатам не предоставляли полный комплект документов, соответственно, они принимали решение при голосовании на основании неполноценного/неполного пакета документов.

Нарушение правил проведения и использования АРВ

Согласно Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748 (далее «Правила АРВ»), до 13 мая 2020 года (то есть до первого пленарного заседания) необходимо было сделать следующее:

  • Заполнить аналитическую форму АРВ. 
  • Провести общественные обсуждения АРВ. Общественные обсуждения результатов АРВ осуществляются посредством обсуждения в режиме «online» на портале «Открытые НПА» в течение трех рабочих дней, также проводятся общественные обсуждения с представителями общественности и заинтересованными лицами посредством круглых столов, конференций, совещаний. По итогам общественных обсуждений на портале «Открытые НПА» формируется отчет об итогах «online» обсуждений, который подлежит размещению на интернет-ресурсе регулирующего государственного органа и (или) заинтересованного лица. Обращаем внимание, что на сайте нет никакого АРВ на тему вывода касс букмекерских контор в резервации по состоянию на 13 мая 2020 (все скриншоты у Ассоциации имеются). Это доказывает, что общественные обсуждения не проводились, заинтересованные лица не привлекались, а значит нарушены Правила АРВ.
  • Выдать положительное заключение о соблюдении процедур проведения АРВ. 
  • Провести АРВ в порядке альтернативы в случае несогласия с выводами анализа регуляторного воздействия. Многие общественные объединения и субъекты бизнеса не согласны с темой вывода касс букмекерских контор в резервации. Однако им не предоставлена возможность сделать и дать на рассмотрение МВК альтернативное АРВ.
  • Проведение МВК и рассмотрение результатов АРВ на МВК. Обращаем внимание, что в 2017 году МВК давала отрицательное заключение (была против вывода касс букмекерских контор в резервации по ряду объективных причин, которые существуют и в текущее время). По состоянию на 13 мая 2020 года положительного заключения МВК, где члены МВК поддерживают вывод букмекеров в резервации, не было.

Также нарушен пункт 17 Правил АРВ, где указано, что «уполномоченный орган размещает положительное заключение на интернет-портале открытых нормативных правовых актов (далее – портал «Открытые НПА»), а также разработанные регулирующими государственными органами проекты документов и аналитическую форму регулирующего государственного органа». По состоянию на 13 мая (до и в дату первого чтения) этого не было сделано. Публикация на портале Открытые НПА появилась только вечером 25 мая 2020 года (у Ассоциации имеются все скриншоты).

Также обращаем Ваше внимание, что пунктом 27 Правил АРВ предусмотрено, что «для проведения общественных обсуждений регулирующие государственные органы/заинтересованные лица не менее чем за 10 (десять) рабочих дней, а по проектам законов Республики Казахстан, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан или находящихся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан, поступивших от Палат Парламента не менее чем за 2 (два) рабочих дня до даты их проведения в обязательном порядке извещают о времени даты и окончании их проведения: а) заинтересованных лиц – посредством дачи объявления на своем официальном интернет-ресурсе; б) уполномоченный орган/управление предпринимательства, Национальную палату предпринимателей/региональную палату предпринимателей, членов экспертных советов при государственных органах; заинтересованные государственные органы – письменно; в) средства массовой информации – письменно». Однако заинтересованные лица (ассоциации и общественные объединения) были письменно уведомлены со стороны Министерства культуры и спорта только 22 мая 2020 года (после обеда пятницы), а 25 мая 2020 года (в понедельник утром) уже состоялись общественные слушания.

То есть с даты уведомления прошел только один рабочий день, что является нарушением пункта 27 Правил АРВ.

Согласно пункту 16 Правил АРВ «уполномоченный орган/управление предпринимательства в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления аналитической формы и проектов документов, предусмотренных пунктом 3, а по проектам законов Республики Казахстан, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан или находящихся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан в течении 7 (семи) рабочих дней рассматривает их на предмет соблюдения процедур, в том числе проведения общественных обсуждений, установленных настоящими Правилами, и правильности их заполнения». Общественные слушания по АРВ были проведены только 25 мая 2020 года, при этом в этот же день было подготовлено заключение МНЭ, и в этот же день была проведена МВК. То есть работа по АРВ, которая обычно занимает 4-6 месяцев, была проведена за один день. 

Отмечу, что 25 мая 2020 года во время общественных обсуждений был предоставлен текст АРВ, подготовленный МКС, который на 99% является идентичным текстом АРВ от 2017 года. То есть МКС использовал старый АРВ, и поэтому в нем идет анализ с устаревшими данными по состоянию на 2014-2015 годы.