Как правильно делать ставки на киберспорт

Киберспорт охватывает всю большую аудиторию планеты Земля. Подсчитали, что капитализация этого вида спорта в прошлом году составила 700 000 000 евро, а к 2020 году ждут удвоения показателей индустрии. Понятное дело, что такая монетизация киберспорта затронула и мир ставок. Потому мы и решили поговорить о ставках на киберспорт с автором тематического блога на Legalbet - HikeZp.

— Как ты пришёл к ставкам на киберспорт, давно ли это направление осваиваешь?

— Начал ставить в 17 лет с другом в БК на футбол, а к ставкам на киберспорт пришел примерно года 3 назад. В 18 лет когда зарегистрировался в первой БК и начал изучать все возможные турниры и линии, там наткнулся на киберспорт который смотрел и до ставок, а потом начал ставить.

— Насколько сложен киберспорт в прогнозировании?

— Киберспорт в прогнозировании не многим отличается от других видов спорта. Стоит учитывать текущую форму команд, желательно знать все последние новости о командах, так как бывает что в социальных сетях есть новости о том, что команда не тренируется в данный момент, но играет какие квалификации. В CS.Go стоит учитывать  карты которые играют команды и как они подходят друг к другу, а в Dota нужно отталкиваться от текущего патча игры. Какие герои сейчас сильнее и кто чем играет.  Также смотрю на коэффициенты как и в футболе. Если я посчитаю что коэффициент занижен, то ставку делать не буду. Может быть немного для меня сложнее, чем футбол. 

— Важно ли любить и смотреть киберспорт, что в ставить на него?

— Сложный вопрос. Мне нравится очень киберспорт и я его смотрю чаще футбола, хоть на футбол у меня получается лучше ставить, хоть и уделяю ему меньше времени чем киберспорту. Я считаю, что важно любить то на, что ты ставишь, так увлечение больше к ставкам и знаний, так как это все интересно для меня. Тоже самое с футболом , если бы мне футбол не нравилс,я я бы не ставил на него. Если кто то не любит киберспорт, но может ставить на него и выходить в плюс, то почему бы и нет. 

— Существуют отличия в психологии игроков команд?

— Есть небольшие отличия в психологии игроков каждой команды. Небольшая особенность есть того, что у нас в СНГ команды, если у них что то не получается, могут попасть в тильт, начинать злиться (Рейджить) начинаются какие то психи и все такое. У Европейских команд такого нет, в одном интервью словак "Guardian", когда перешел из СНГ европейский коллектив, то он сказал, что тут никто никогда не "Машнит", что даже при игре 0-11 все спокойно играют и не злятся и играют до последнего, в то время как у нас бывают ссоры посреди игры. Но стоит отметить, что у большинства команд есть свой тренер и у некоторых есть даже психолог. В матчах до 2 побед, после первой карты игроки уходят со сцены и могут поговорить с тренером, который должен указать на пару ошибок, а главное заставить успокоиться в случае поражения. Это же может и делать психолог, менеджер, если такие имеются в команде. Азиаты, например, насколько я слышал, очень злые после поражений даже после 1 карты, когда им надо играть дальше, то они могут "поплыть". Ну снова же у команд высокого уровня такое встречается редко.

Также сейчас игроки СНГ команды Natus Vincere заявили что у них есть какие то проблемы с психологией, когда они играют с сильными командами и не могут ничего придумать, после чего впадают в тильт. 


С 3-й минуты начинается нарезка моментов с игры команды(до этого реклама) и запись TeamSpeak это как Skype только для геймеров очень популярная программа. На видео заметно что очень большие проблемы у команды и когда самый опытный и лучший капитан СНГ в CS.Go говорит что не хочет ставить паузу или не знает что делать, то это плохо для команды.

Потому, если имелись ввиду отличия от игроков в большом спорте, то я думаю, что они есть. Я думаю, они менее устойчивы к влиянию аудитории в интернете, чем профессионал в футболе. Особенно, когда много соц. сетей в которых может быть множество хейта в сторону игрока. 

— В киберспорте есть трансферное периоды или игроки мигрируют из команды в команды в течении года?

— В Dota 2 есть трансферные периоды, которые появились совсем недавно. По новым правилам зимнее трансферное окно с 10 января по 5 февраля, период, когда команды могут делать замены, но часто бывают вынужденные замены, которые команды делают на турнирах и с этим нет никаких проблем, так как бывает, что кто-то не получил визу или могут быть личные проблемы из-за которых игрок не едет на турнир в другую страну. Ну и команды низкого уровня, которые не заработали никаких очков могут делать замены в течении года, так как у них часто проходят замены из-за низкого уровня команды и подготовки. В CS.Go нет конкретных периодов трансферных окон. Команды могут менять игроков в течении года, кроме тех кто участвует в ESL Pro League, там, если не ошибаюсь, замены запрещены. Ну снова команды уровня топ-20 мира не будут делать замены посреди сезона. В основном основные замены происходят после каких-то крупных турниров и во время перерыва между турнирами. 

— Как за всем этим уследить? Какие паблики или новостные ресурсы по киберспорту посоветуешь, чтобы быть в курсе событий?

— В CS.Go самый популярный сайт это HLTV.org на котором можно посмотреть статистику каждой команды и очень много статистики каждого игрока, последние новости связанные с заменами игроков, любые новости и регламент турниров, также можно смотреть текущий счет матча (Как на майскоре). Единственное, сайт англоязычный и если вообще не знать языка, то будут проблемы с ним. Также Twitter иногда Instagram некоторых игроков. У каждого СНГ игрока есть своя страница VK где они выкладывают свои последние новости. Twitter хорошо помогает, где можно почитать какие-то новости игроков, комментаторов, аналитиков. Также на Twitch некоторых игроков бывают очень полезные новости. Twitch это как Youtube, только в нем онлайн-трансляции проводят игроки и это очень популярно среди игроков. Например на стримах игроки часто отвечают на какие-то вопросы которые могут помочь в будущем. Например, настрой команды и как давно они тренируются вместе и собираются на буткемп. Буткемп - это как тренировочная база, в основном это либо снимается загородный дом или отель в котором стоят компьютеры игроков рядом с хорошим интернетом и они вместе играют каждый день по 8-10 часов в день. Например, на стримах игрока Noone часто спрашивают, когда они начнут буткемп и свои тренировки и исходя из этого можно понять готовятся они к турниру или нет. На одном из турниров было известно, что команда ещё не собралась и играет квалификации не со своего буткемпа, а каждый со своего дома, а там может быть и ПК чуть слабее и помешать могут родственники какие-то или  просто слабый интернет, из-за которого сложнее играть. В итоге команда просто проиграла первую игру на квалификациях, а на следующий раз подготовились серьезно и начали уже показывать свою игру. Вот 2 ссылки с ютуб обзоров буткемпов двух самых популярных СНГ команд в Dota 2 и CS.Go

Также можно следить в группах VK от профессиональных игроков, комментаторов и студий которые освещают турниры. На сайте Championat есть в разделе киберспорт все основные новости по киберспорту. К сожалениюя, я не знаю аналога HLTV.org в Доте. В целом пары сайтов или групп ВК достаточно, чтобы быть в курсе основных новостей. Но в идеале смотреть их странички в Twitter и групп VK каждого игрока. Также, когда есть перерыв и ничего не известно про подготовку команды, можно посмотреть профайл каждого игрока в котором указано сколько часов он провел в игре. Найти можно через гугл, например написать "S1mple steam" и одна из первых трех ссылок будет на аккаунт игрока. В нем можно увидеть, что игрок был в игре 100 часов за последние 14 дней и это значит, что он должен быть в хорошей форме. 

Был хороший пример, когда игроки для которых турнир не имел никакого значения перед матчем играли в другие игры или были вообще в офлайн и те, кто вовремя это заметили, могли поставить против них с хорошим коэффициентом и выиграть. 

В целом для CS Go достаточно HLTV.Org, а для Доты немного больше надо. 

— Расскажи нам про структуру сезона, какие турниры регулярные и самые престижные?

—  В Доте есть ежегодный турнир the international с большим призовым фондом (больше 23 млн долларов на 18 команд). Также есть турниры со статусом Minor и Major по результатам которых будет 8 коллективов, которые попадут на The international 2018 и также у всех команд будет возможность пройти региональные отборочные. Помимо этих турниров есть ещё много небольших турниров, они особо ничем не отличаются от Minor и Major турниров, просто для более слабых команд, с меньшим статусом и призовым фондом.

Всего за сезон будет проведено 11 Minor и 11 Major турниров. Первые менее важные, в которых в основном призовой фонд на все команды 300-500 тысяч долларов и разыгрываются 300 рейтинговых очков для первых 4 мест. На Major турнирах разыгрывается 1500 очков на 4 команды и примерно по 1 млн или 1.5 млн долларов на все команды. В основном часть команд получает прямые приглашения на турнир, как правило это чемпионы прошлых Мажоров или The international или когда много приглашений может себе позволить организация, они приглашают просто самые популярные и медийные команды. Остальные команды получают путевки на турнир через региональные квалификации. В начале сезона большинство турниров было среди 8 команд (2 команды приглашенные + 6 с квалификаций региональных). Принято выделять 6 регионов в доте: СНГ, Азия, Китай, Европа, Северная Америка, Южная Америка. Китай специально отделен от всей оставшейся Азии также как и СНГ от Европы. И чемпион каждой региональной квалификации присоединялся к турниру. 

Команды в течении года играют турниры, набирают очки, в итоге по результатам всех Мажор и Минор турниров 8 команд получат приглашение на самое крупное событие года.

 Cсылка на текущий рейтинг. После каждого турнира очки команды делятся на пятерых игроков и рейтинг состоит из трех лучших игроков, чтобы в случае замены 1 или 2 игроков, команда не упала на дно из-за замен. Хороший пример сейчас  VP, которые после замены 1 игрока не потеряли свое место, но сделали замену которую им хотелось. А NaVi усилились игроком у которого было больше очков и он сейчас поднял команду в рейтинг.


У команды Virtus.Pro до замен у 4 игроков было по 900 очков и у Solo было 765 так как один из турниров он пропустил и не получил очки в итоге подсчитываются лучшие 3 игрока по очкам и у них 2700 в сумме, как и было до замен. А у Natus Vincere было 5 игроков по 105 очков и они сделали 2 замены. Первая пришел Lil, который играл в Virtus.pro и LebronDota, который не заработал очков и не играл в командах высокого уровня. В итоге команда в плане очков только выиграла, так как теперь вместо троих по 105 очков у них есть один игрок с 900 + 105 +105 и они резко поднялись вверх. 

Единственный турнир который выделяется - это WESG. Суть турнира такая, что играют только сборные. В Киберспорте как и в большом спорте все меньше остается команд в которых играют представители одной страны. Например, в лучшей или одной из лучших команд мира Liquid состав команды из Ливана, Германии, Пакистана, Болгарии и Финляндии. Они явно пропускают этот турнир, так как реально собрать коллектив хороший только для игрока из Германии, но оно того не стоит. Вот неплохой пример это команды СНГ, когда в составах команд часто встречается 3 игрока из России плюс 2 Украинца или наоборот, они могут как то смешать составы ради одного турнира, как это и делали наши игроки.

В целом по Доте больше нечего добавить. Есть 22 турнира по результатам которых 8 лучших команд попадут сразу на главный турнир года, а у остальных будет возможность попасть на турнир через квалификации.  Также много турниров, как и в большом спорте, низшего дивизиона, где топовые команды мира не играют, так как им они не интересны, а молодые там набирают опыт, зарабатывают деньги, все как и в большом спорте.

В CS Go нет такого турнира, как в Доте, но тут в течении года играется множество разных турниров. Главными считаются Major турниры от Valve, которые проходят 2 раза в год. Особенность турнира, что команды и игроки получают именные наклейки, которые могут покупать игроки и киберспортсмены с этого имеют большую прибыль помимо призового фонда. Также есть турнир ESL Pro League, где играют лучшие команды в формате лиги в течении  некоторого времени. Всего 2 лиги это Европейская и Американская по 14 команд в каждой. Лучшие 7 получают приглашение на LAN турнир, где они играют между собой. Последним призовым было 750 тысяч долларов на 14 команд. В этой лиге 2 региона всего и это хорошо, что Европа и СНГ соединены и также Северная и Южная Америка, так как увеличивает конкуренцию и отбрасывает слабые команды. 

В CS.Go много разных турниров, которые особо не выделяются. Есть Dreamhack турниры с неплохими призовыми фондами, ESL, IEM, Starseries - все это разные турниры, которые проводят разные организации в разных странах. Также есть как и в доте WESG с такими же правилами. 

Помимо этих стоит выделить интересный турнир Summit. Организаторы заселяют всех игроков в один большой дом, где они живут, отдыхают и у каждого в комнате есть компьютеры и они играют турнир между собой. Такой домашний турнир без зрителей вживую, но с прямой трансляцией.

Вот небольшой влог одного киберспортсмена с этого турнира: 

— Dota или CS Go, что легче поддаётся прогнозу?

— По линии все прогнозируется одинаково, так как есть понимание того, кто на бумаге сильнее, в лучшей форме и важность игры для команды. Если говорить про лайв ставки, то для меня лучше Dota т.к. исходя из пиков команды можно сделать хорошую ставку с неплохим коэффициентом. Но по моим наблюдениям в CS Go чаще побеждает "андердог" и можно словить высокий коэффициент в линии. В лайве вообще не представляю как можно ставить на Кс, разве что узнать какие будут карты и отталкиваться от них, но это будет ставка как по линии просто за пару минут до старта игры. А в Доте от пика очень много зависит и можно просто ставить по нему. 

Также хочу отметить, что есть такая дисциплина как LOL, которая в мире популярней Dota. И стремительно развивается PUBG и WOT, они уже давно являются серьезными киберспортивными дисциплинами.