ЦУС не сможет запуститься в полную силу без ряда ключевых реформ
С момента обещанного запуска ЦУС прошло уже несколько месяцев, но система так и не начала полноценно функционировать. Кроме того, сейчас весь проект и вовсе находится на грани провала и вряд ли сможет работать без обязательных реформ.
Я хочу рассказать об изменениях, которые, по моему мнению, должны быть проведены всеми ответственными за внедрение ЦУС органами.
Стоит отметить, что Ассоциация по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан не принимала участия в прямых переговорах с представителями ЦУС. Все сведения и данные, которыми мы оперировали, были получены от уполномоченного органа.
ЦУС не отменят, но реформируют не сразу
Действия, совершённые при выборе ЦУС, и дальнейший ход событий привели к дискредитации системы, которая так и не начала деятельность в полной мере. Соответственно, нужно что-то менять.
Но здесь стоит учитывать, что при рассмотрении проекта работу проделали множество госорганов. Поэтому любые изменения или дополнения в рамках работы ЦУС, включая возможное изменение законодательства, в краткосрочной перспективе могут быть не выполнены. Причина — желание избежать потери имиджа тех органов власти и лиц, которые были ранее привлечены к этой работе.
Что нужно изменить в нынешнем устройстве ЦУС
Но даже если мини-реформа не будет проведена скоро, без неё система всё равно не сможет заработать в полной мере. Так что же именно должны включать в себя эти изменения в первую очередь? Государством должны быть разработаны соответствующие НПА (постановление, приказ), которые бы содержали:
— разработку и утверждение технических нормативно-правовых актов, определяющих технические требования к работе ЦУС, требования об обеспечении сохранности, конфиденциальности и круглосуточного предоставления полной и достоверной информации о работе организаций в сфере пари. Мы считаем, что требования, предъявляемые к ЦУС, должны указываться в актах, издаваемых гос. Органами — в форме приказа, постановления и т.д. Оформление требований в договорах, например ГЧП, недопустимо.
— регламентацию стоимости услуг ЦУС. Стоимость должна быть обоснованной (то есть исходить из определённых критериев) и, возможно, согласована с уполномоченным органом, занимающимся вопросами контроля доминирующих на рынке организаций.
— регламентацию периода предоставления полномочий ЦУС.
— регламентацию контроля деятельности ЦУС. Кем и как осуществляется контроль работы ЦУС.
— регламентацию прав и обязанностей ЦУС по отношению к организаторам игорного бизнеса, игрокам и третьим лицам, которые могут быть привлечены к сбору финансовых сведений, а также организациям, оказывающих услуги по приёму, переводу и зачислению платежей.
Если государство не устроит настоящий формат работы ЦУС и ответственные лица займутся введением изменений, то Центр может запуститься и к 2022 году. Однако многие доработки могут быть сделаны и приняты параллельно с работой ЦУС — про это тоже нельзя забывать.
Кстати, я помню, что одним из наиболее спорных и обсуждаемых моментов было участие частных партнёров в реализации проекта. Я же считаю, что частный инвестор может быть допущен к работе ЦУС. А вот заниматься его выбором должно правительство или межведомственная комиссия, так как многие полномочия ЦУС, на наш взгляд, выходят за рамки ведомости одного органа.
Объём рынка и туманные перспективы
Многие функции и параметры ЦУС будут зависеть и от объёма беттинг-рынка Казахстана. Сейчас я не могу сказать, как много контор смогут оперировать на территории страны одновременно, сохранив при этом принципы здоровой конкуренции и окупаемости бизнеса. Это сложный вопрос, который содержит в себе множество составляющих.
Если взять во внимание показатели начала 2018 года, когда букмекерские услуги оказывали около 15 компаний и большое количество тотализаторов (аналогичных по работе с букмекерами), то в действующем положении одновременно может существовать около 10-12 контор.
Непонятно лишь одно — выживут ли действующие клубы букмекеров в игорных зонах. У меня есть ряд сомнений на этот счёт, но торопиться с выводами не буду. Всё-таки нельзя исключать того факта, что работа в спецзонах может открыть для БК дополнительные возможности. Например, по совмещению деятельности пари и азартных игр, что может быть куда привлекательнее для клиентов.
Что же касается работы нашей Ассоциации, то мы никогда не связывали работу ЦУС с влиянием на нарушения прав и интересов граждан в сфере игорного бизнеса. Однако стоит отметить, что участились случаи жалоб, связанные с зарубежными игровыми сайтами. Говорить о тенденции массового перехода игроков в офшоры пока рано, но это, в любом случае, интересный звоночек.
Читайте также: