ЦУС не сможет запуститься в полную силу без ряда ключевых реформ

Об эксперте:
Руководитель Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан.

С момента обещанного запуска ЦУС прошло уже несколько месяцев, но система так и не начала полноценно функционировать. Кроме того, сейчас весь проект и вовсе находится на грани провала и вряд ли сможет работать без обязательных реформ.

Я хочу рассказать об изменениях, которые, по моему мнению, должны быть проведены всеми ответственными за внедрение ЦУС органами. 

Стоит отметить, что Ассоциация по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан не принимала участия в прямых переговорах с представителями ЦУС. Все сведения и данные, которыми мы оперировали, были получены от уполномоченного органа.

ЦУС не отменят, но реформируют не сразу

Действия, совершённые при выборе ЦУС, и дальнейший ход событий привели к дискредитации системы, которая так и не начала деятельность в полной мере. Соответственно, нужно что-то менять.

Но здесь стоит учитывать, что при рассмотрении проекта работу проделали множество госорганов. Поэтому любые изменения или дополнения в рамках работы ЦУС, включая возможное изменение законодательства, в краткосрочной перспективе могут быть не выполнены. Причина — желание избежать потери имиджа тех органов власти и лиц, которые были ранее привлечены к этой работе.

При этом в полную отмену ЦУС тоже верится с трудом — такой ход событий маловероятен, так как Центр учёта (в идеальном варианте) представляет собой эффективный инструмент по сбору данных.

Что нужно изменить в нынешнем устройстве ЦУС

Но даже если мини-реформа не будет проведена скоро, без неё система всё равно не сможет заработать в полной мере. Так что же именно должны включать в себя эти изменения в первую очередь? Государством должны быть разработаны соответствующие НПА (постановление, приказ), которые бы содержали:

— разработку и утверждение технических нормативно-правовых актов, определяющих технические требования к работе ЦУС, требования об обеспечении сохранности, конфиденциальности и круглосуточного предоставления полной и достоверной информации о работе организаций в сфере пари. Мы считаем, что требования, предъявляемые к ЦУС, должны указываться в актах, издаваемых гос. Органами — в форме приказа, постановления и т.д. Оформление требований в договорах, например ГЧП, недопустимо.

— регламентацию стоимости услуг ЦУС. Стоимость должна быть обоснованной (то есть исходить из определённых критериев) и, возможно, согласована с уполномоченным органом, занимающимся вопросами контроля доминирующих на рынке организаций.

— регламентацию периода предоставления полномочий ЦУС. 

— регламентацию контроля деятельности ЦУС. Кем и как осуществляется контроль работы ЦУС. 

— регламентацию прав и обязанностей ЦУС по отношению к организаторам игорного бизнеса, игрокам и третьим лицам, которые могут быть привлечены к сбору финансовых сведений, а также организациям, оказывающих услуги по приёму, переводу и зачислению платежей. 

Важное значение имеет каждый пункт, указанный выше, так как ЦУС затрагивает права и интересы неограниченного круга лиц.

Если государство не устроит настоящий формат работы ЦУС и ответственные лица займутся введением изменений, то Центр может запуститься и к 2022 году. Однако многие доработки могут быть сделаны и приняты параллельно с работой ЦУС — про это тоже нельзя забывать.

Кстати, я помню, что одним из наиболее спорных и обсуждаемых моментов было участие частных партнёров в реализации проекта. Я же считаю, что частный инвестор может быть допущен к работе ЦУС. А вот заниматься его выбором должно правительство или межведомственная комиссия, так как многие полномочия ЦУС, на наш взгляд, выходят за рамки ведомости одного органа. 

Объём рынка и туманные перспективы 

Многие функции и параметры ЦУС будут зависеть и от объёма беттинг-рынка Казахстана. Сейчас я не могу сказать, как много контор смогут оперировать на территории страны одновременно, сохранив при этом принципы здоровой конкуренции и окупаемости бизнеса. Это сложный вопрос, который содержит в себе множество составляющих. 

Если взять во внимание показатели начала 2018 года, когда букмекерские услуги оказывали около 15 компаний и большое количество тотализаторов (аналогичных по работе с букмекерами), то в действующем положении одновременно может существовать около 10-12 контор.

Конечно, перспективы зависят от регулятора, ведь его действия напрямую сказываются на рынке. Казахстанский сегмент беттинга представляет собой открытую площадку. Исходя из того, что количество букмекеров резко сократилось за последние три года, возможно, имеются перспективы и для увеличения числа БК.

Непонятно лишь одно — выживут ли действующие клубы букмекеров в игорных зонах. У меня есть ряд сомнений на этот счёт, но торопиться с выводами не буду. Всё-таки нельзя исключать того факта, что работа в спецзонах может открыть для БК дополнительные возможности. Например, по совмещению деятельности пари и азартных игр, что может быть куда привлекательнее для клиентов.

Что же касается работы нашей Ассоциации, то мы никогда не связывали работу ЦУС с влиянием на нарушения прав и интересов граждан в сфере игорного бизнеса. Однако стоит отметить, что участились случаи жалоб, связанные с зарубежными игровыми сайтами. Говорить о тенденции массового перехода игроков в офшоры пока рано, но это, в любом случае, интересный звоночек. 

Читайте также: