Центр учета ставок в Казахстане: за и против

Вопрос создания в Казахстане Центра учета ставок (ЦУС) обсуждается уже давно. Сторонники этой идеи видят в ней решение проблем теневого оборота букмекеров и игровой зависимости граждан. Противники видят интересы отдельных лиц, пытающихся подмять под себя весь букмекерский бизнес в стране. Legalbet предлагает читателям ознакомиться с доводами обеих сторон.

Аргументы за: борьба с лудоманией и теневым оборотом букмекеров

Предложение по созданию в Казахстане Центра учета ставок — один из пунктов законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам игорного бизнеса». Сейчас документ находится в Мажилисе, куда был внесен в начале 2019 года.

Согласно тексту законопроекта, ЦУС — это совокупность программного обеспечения и технических средств, через которые осуществляется регистрация клиентов букмекерских контор и сбор, хранение и учет информации как о самих игроках, так и о сделанных ими ставках. Сведения о выигрышах и выплатах по ним также должны проходить через эту систему, подключенную к аппаратно-программному комплексу каждого букмекера.

Планируется, что учетом ставок будет заниматься не государство, а частная компания, которая будет выбрана с помощью тендера.

Главным обоснованием создания ЦУС авторы инициативы называют отсутствие точных сведений об оборотах отечественных букмекерских контор. Особенно когда речь заходит о ставках в интернете, на которые, по информации Министерства культуры и спорта, приходится от 50 до 80% оборота букмекеров.

Чиновники утверждают, что букмекерские конторы могут занижать официально декларируемые доходы почти в 10 раз. Правда, при этом представители министерства ссылаются на неофициальные данные, согласно которым оборот лишь одной компании может достигать нескольких сотен миллиардов тенге в год.

Объем всего казахстанского букмекерского рынка неофициальные источники оценивают в 600 млрд тенге ($1,57 млрд).

Авторы законопроекта называют два основных преимущества ЦУС, которые, по их мнению, должны значительно упростить регулирование рынка.

  • Первое — наличие единой базы данных игроков. По мнению властей, этот реестр сможет стать препятствием для финансирования терроризма и отмывания нажитых преступным путем средств. Также база данных позволит проблемным игрокам добровольно лишить себя возможности делать ставки.
  • Второе преимущество — единый учет и фискализация всех платежей, поступающих в букмекерские конторы. Это, по мнению сторонников создания ЦУС, должно исключить теневой оборот и увеличить объем поступающих в казахстанскую казну налогов.

При этом особый акцент представители министерства делают на борьбе с игровой зависимостью, утверждая, что за все годы деятельности отечественные букмекеры не проявили никаких инициатив по повышению собственной социальной ответственности.

Также авторы законопроекта приводят в пример Россию, в которой действуют два Центра учета и перевода интерактивных ставок (ЦУПИС), отслеживающих денежные переводы между игроками и букмекерами.

Аргументы против: почва для коррупции и лишние траты

Букмекеры от возможных поправок в законодательство, мягко говоря, не в восторге. По их мнению, создание Центра учета ставок — это лоббирование частных интересов лиц, желающих взять под свое крыло весь букмекерский бизнес в стране.

Один из руководителей ОЮЛ «Ассоциация букмекеров Казахстана» Николай Искендиров считает, что у этой инициативы властей есть множество спорных пунктов. По его мнению, появление нового органа создаст благоприятные условия для коррупции, ну а сам ЦУС станет «организацией-паразитом», занимающейся лишь бессмысленным сбором информации за счет граждан страны и бизнесменов.

Букмекеры также утверждают, что само создание Центра учета ставок может обойтись казахстанским налогоплательщикам в значительную сумму. По их мнению, было бы уместнее направить эти средства на социальные нужды.

В то, что ЦУС поможет справиться с игровой зависимостью в стране, представители букмекерского бизнеса не верят. По их мнению, создания отдельного реестра лудоманов и изъятия лицензий у принимающих у них ставки компаний вполне достаточно.

Против инициативы Министерства культуры и спорта высказываются не только букмекеры, но и другие ведомства. Замруководителя Управления госдоходов Бостандыкского района Алматы Берик Кайыпов отметил, что учет ставок в нашей стране ведется уже давно, так как с 2016 года власти обязали букмекеров разместить свои серверы на территории Казахстана и фискализировать их. По его мнению, получить больше данных, чем те, которые могут предоставить онлайн-кассы, попросту невозможно.

Вопросы у Берика Кайыпова вызвало и то, что министерство для оценки объема отечественного букмекерского рынка использовало неофициальные данные из неизвестных источников.

Также представитель Комитета госдоходов заявил, что налоговые поступления от букмекерского бизнеса с каждым годом растут и составили в прошлом году 16,1 млрд тенге. Это на 600 млн тенге больше, чем налоги за 2017 год.

Министерство культуры и спорта в свою очередь уверено в том, что создание ЦУС принесет лишь пользу, называя критику своего законопроекта «попыткой отвлечь внимание общественности от сути вопроса».

Чем закончится спор министерства и букмекеров, пока неизвестно. Сейчас законопроект, предусматривающий создание ЦУС, находится в Мажилисе. В случае его принятия в нижней палате парламента документ отправится в Сенат. Представители бизнеса надеются, что пункты о создании ЦУС будут в итоге исключены, как ранее было убрано положение о создании единого оператора «Пари».