Ставки в мире азартных игр – как вино в алкогольных напитках
А вообще речь про то, почему казиношный продукт побеждает беттинговый.
Более 20 лет назад бизнес нашей компании начинался с пунктов приёма ставок Optibet в Латвии, а сейчас от беттинга мы получаем только 25% дохода – теперь мы больше про онлайн-казино, где наши скиллы и знания шире. Поэтому нам так важно было совершить сделку по приобретению Global Gaming, о которой я довольно подробно рассказываю в последнее время.
Такая переориентация связана с тем, что ставки пришли если не к максимуму, то к насыщению, а игры и казино, напротив, сделали серьёзный рывок. В какой-то момент на рынке появился растущий большими темпами спрос на этот продукт, за которым сразу стало тянуться предложение. Появились быстрорастущие компании со сверхдоходами (хотя я не думаю, что маржинальность привязана к вертикали – всё зависит от качества услуги и момента выхода на рынок), и, естественно, сразу же в отрасли начали появляться новые игроки. Как следствие, игр стало больше, они стали намного круче и веселее, да и для людей казино как продукт проще: крутить слоты – это нажимать одну кнопку и получать удовольствие.
Слоты или лайв-казино – это более простые продукты, чистый энтертейнмент. Если мы возьмём те рынки, где нет ограничений на продукты, то в большинстве случаев операторы делают упор именно на продажу продуктов казино. В коммуникации у компаний всё ещё много спорта, но это больше желание использовать его как канал привлечения новых клиентов (acquisition) или как способ вернуть их на сайт, напомнив о себе через какое-то популярное спортивное событие (retention). В наличии каких-то якорных событий, больших или маленьких, и есть основное преимущество ставок. Ну и клиенты, выбирающие ставки, обычно более лояльны (привыкают к продукту) и в целом остаются с оператором на более длительный срок (выше LT).
Говоря про насыщение рынка ставок, я всё же имею в виду сравнение с другими продуктами (слоты в первую очередь) на рынках, где у оператора есть выбор. Сложно говорить про насыщение рынка США, где всё только начинается. Компания H2GC, на данные которой чаще всего ссылаются в индустрии, прогнозирует, что в следующем году удельный вес ставок будет почти 19% от общего валового дохода индустрии азартных игр (онлайн и наземка вместе). В 2019-м ставки занимали чуть меньше 16%.
Я не верю в суперточность их данных, поэтому возьмём для полноты картины что-то и из других источников. Для примера рассмотрим три страны – Великобританию, Швецию и Латвию. Первые две считаются самыми большими рынками в Европе, а последняя была первой из всех постсоветских республик, кто лицензировал онлайн-гейминг и где есть официальная понятная статистика. В Великобритании поворотным годом стал 2014-й, когда доходы от казино у операторов стали выше, чем от ставок на спорт. В Швеции всё ещё доминирует беттинг в пропорции 2:1.
Последний качественный скачок ставкам дал мобильный беттинг. И пока я не вижу на горизонте событий такого масштаба. Будут бои местного значения: сервис будет становиться немного лучше, быстрее, удобнее, но без качественных скачков. При этом следить за развитием ставок теперь проще: всё внимание на США. Если качественный скачок и будет, то начнётся он именно оттуда.
Ставочный рынок стал настолько тяжёлым, что некоторые видят потенциал даже в фэнтези, которое и развилось как раз в Штатах. Но моё личное мнение, что это шаг назад и в сторону. Развитие фэнтези произошло благодаря запрету ставок на спорт в США. Не знаю ни одного рынка, где ставки на спорт разрешены и при этом у фэнтези был бы хоть сколько-нибудь значимый удельный вес. Поэтому я бы не рассматривал это направление как перспективное, потому что фантазийка ещё сложнее беттинга, а простота крайне важна.
Но давайте подчеркнём, что чем продукт проще, тем выше шанс развить лудоманию. Зависимые люди есть во всех видах азартных игр, но чаще мы видим тех, кто испытывает проблемы именно с игровыми автоматами или настольными играми казино.
Лудомания – это психическое заболевание, такое же как алкоголизм. Поэтому можно провести определённые параллели между алкогольными напитками и разновидностями азартных игр.
Покер – это виски. Tullamore Dew с колой на дискотеке в пятницу (читай – погонять вечерний турнирчик в iPoker пару раз в год чисто в прикол) – это одна категория игроков. Highland Park c выдержкой 16 лет и сигары Ashton VSG у камина – это уже дорогие кэш-игры на PokerStars или GGpoker.
Настольные игры в казино – это коньяк. Пьют многие, разбираются единицы. Поэтому напиться легче, чем получить удовольствие.
Слоты – это водка. Абсолютно простой и понятный продукт. Однако и водка бывает разной: есть Путинка, а есть Grey Goose.
Конечно, не стоит легкомысленно относиться к такой серьёзной проблеме, как лудомания. Но в конце этого непростого года хочется немного снизить напряжение. Так что употребляйте алкоголь и азартные игры в меру и постарайтесь отдохнуть в эти зимние праздники. Всех с Новым Годом! :)
Читайте также: