Правительство Казахстана ищет частного партнёра для разработки систем ЦУСа

На официальном сайте Министерства культуры и спорта Республики Казахстан ещё 10 августа появилось извещение об инициировании проекта ГЧП (государственно-частное партнёрство), который бы финансировал создание и введение центра учёта ставок. Окончательным сроком представления альтернативной заявки было 10 сентября.

По информации министерства, главной задачей проекта станет внедрение и эксплуатация программы для ЭВМ (комплекс технических, аппаратных и программных средств, предназначенных для автоматической обработки информации, вычислений, автоматического управления) для обеспечения функционирования ЦУСа.

Сообщается, что как только ЦУС будет интегрирован в работу с информационными системами уполномоченных государственных органов, полная финансовая прозрачность будет обеспечена аппаратно-программными комплексами букмекерских контор и тотализаторов.

Также сообщается, что министерству на безвозмездной основе будут переданы неисключительные права в отношении программы для ЭВМ с условием дальнейшей эксплуатации, управления, модернизации и технического обслуживания частным партнёром. Кроме того, в извещении зашла речь о предоставлении этим самым партнёром платных услуг своим потребителям.

Сроки реализации проекта

Отмечается, что процесс реализации проекта будет разделён на два основных этапа: подготовительный (июль – декабрь 2020 года) и этап полноценного функционирования (январь 2021 года – декабрь 2035 года). То есть ЦУС будет существовать на территории Казахстана как минимум 15 лет.

Сколько всё это будет стоить?

В тексте извещения уточняется, что общая стоимость проекта (объём инвестиций) составит 1 миллиард тенге. Также отмечается, что проект не требует денежных выплат за счёт бюджетных средств.

Какие же требования были у государства к потенциальным частным партнёрам

  • Соответствовать общим квалификационным требованиям, определённым статьей 32 Закона.
  • Обладать правоспособностью (для юридических лиц) и гражданской дееспособностью (для индивидуального предпринимателя).
  • Являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности.
  • Иметь финансовые, материальные, трудовые ресурсы, необходимые для исполнения обязательств по договору государственно-частного партнёрства.
  • Не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации, на его имущество не должен быть наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  • Не быть привлечённым к ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по заключённым в течение последних трёх лет договорам государственно-частного партнёрства на основании решения суда, вступившего в законную силу, о признании недобросовестным потенциальным частным партнёром.

Альтернативные предложения

В соответствии с пунктом 135 Правил планирования и реализации проектов государственно-частного партнёрства, утвержденных приказом и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан, альтернативные предложения должны содержать следующую информацию:

  • Наименование и адрес потенциального частного партнёра.
  • Государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц).
  • Данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять потенциального частного партнёра.
  • Документы, подтверждающие права собственности или долгосрочной аренды в отношении объекта либо исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащие потенциальному частному партнёру.
  • Письмо-подтверждение соответствующего уполномоченного государственного органа о наличии у потенциального частного партнёра исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности.
  • Бизнес-план к проекту ГЧП. При этом финансово-экономическая модель проекта разрабатывается инициатором и представляется в составе бизнес-плана.
  • Документы, подтверждающие соответствие потенциального частного партнёра квалификационным требованиям.
  • Заявка на участие в прямых переговорах по определению частного партнёра является офертой на заключение договора ГЧП.

Мнение эксперта Legalbet

Все предложения принимались в течение 30 календарных дней со дня опубликования извещения. Главный же вопрос, который интересует представителей букмекерского сектора сейчас: кто он, новый частный партнёр государства, и чего от него ждать?

По мнению Арайлым Сагынтай, не совсем понятно, почему уполномоченным органом в этом вопросе вообще выступает Министерство культуры и спорта. Она уверена, что финансовый оборот бизнесменов – это поле для деятельности комитета государственных доходов МФ РК.

– Возникает вопрос: а кто будет отвечать в случае утечки информации из базы данных с Центра учёта ставок? Возьмёт ли на себя такую ответственность уполномоченный орган? К нашему большому сожалению, правительство решает над всеми букмекерскими конторами создать «паразита-посредника», который будет претендовать на маржу букмекерских контор и которому все букмекерские конторы платили бы комиссию. Таким образом, власти хотят, как обычно, создать субъект монополии, но прикрываются инициативой частной компании по государственно-частному партнёрству.

Как раз 11 августа на сайте АО «Казахстанский Центр ГЧП» вышло объявление о частной финансовой инициативе неизвестной компании, несмотря на то что данный проект больше похож на создание монопольной компании. При этом в объявлении указывается, что государственный партнёр оказывает содействие в интеграции программного обеспечения и технических средств частного партнёра с государственными информационными системами и базами данных, а также аппаратно-программными комплексами букмекерских контор и тотализаторов.

Но! Если уполномоченному органу действительно нужен подобный проект, то возникает вопрос: почему эти услуги не приобретаются через государственные закупки или не реализуются через государственную инициативу проекта ГЧП, соблюдая принцип конкурсности и прозрачности?

По словам председателя Ассоциации Букмекеров Казахстана, сейчас уполномоченный орган не способен наглядно продемонстрировать, что именно представляет из себя заявленная «полная финансовая прозрачность», хотя, согласно пункту 2 статьи 10 Предпринимательского кодекса РК, государственные органы обязаны обеспечивать прозрачность своей деятельности по принятию решений, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства.

– Необходимо четко понимать, что деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, а также недобросовестная конкуренция запрещаются! В итоге главный вопрос остаётся без ответа: почему же власти проводили конкурс не через госзакупки и тендеры, а с помощью ГЧП? Почему правительство лоббирует интересы одной компании, которая за неизвестные заслуги должна быть над всеми букмекерскими конторами?