Минфину Казахстана пора всерьёз обратить внимание на Кюрасао

Об эксперте:
Председателем Дирекции ОЮЛ «Ассоциация Букмекеров Казахстана» – организации, которая осуществляет деятельность, направленную на установление общих профессиональных требований на рынке букмекерских услуг Казахстана, а также деятельность по представлению и защите интересов своих членов. Ранее занимала пост комплаенс-менеджера в БК «Олимп», в прошлом главный бухгалтер в сфере игорного бизнеса. Бакалавр в области учёта и аудита, магистр экономических наук, налоговый консультант и аудитор РК.

Борьба с офшорными сайтами букмекеров и казино — это одна из самых острых проблем игорной индустрии Казахстана. Но сегодня наше Министерство цифрового развития довольно слабо выполняет роль блокировщика. И именно поэтому Ассоциация букмекеров предлагает им усовершенствовать все процессы и заняться непосредственной блокировкой MCC-кодов платежей. 

Что такое MCC-код и зачем он нужен букмекерам? 

MCC-коды Merchant Category Code — код категории, который продавцу присваивает банк-эквайер. для беттинга, гемблинга, лотерей — 7994, 7995, 7999, а также 5094, 7800 (государственная лотерея), 9754 (скачки, бега). В соответствии с действующим казахстанским законодательством, такими видами деятельности на территории страны вправе заниматься только юридические лица, у которых есть лицензия уполномоченного государственного органа. 

Напоминаю, что деятельность электронных казино и интернет-казино на территории Казахстана запрещена, равно как и деятельность зарубежных операторов пари и азартных игр.

Как усовершенствовать блокировку офшоров и покончить с «обходами»? 

Прежде всего, необходимо издать нормативно-правовой акт о запрете всех банковских транзакций по упомянутым MCC-кодам, кроме операций юридических лиц РК с лицензией. 

Инициатором разработки этого НПА может стать как уполномоченный орган в сфере игорного бизнеса, так и Ассоциация букмекеров Казахстана. При этом НПА финансового регулятора обязательно должен содержать и нормы об ответственности за нарушение банками и платёжными системами запрета на проведение транзакций в пользу зарубежных и подпольных игорных заведений.

Далее по промежуточным результатам принятия такого НПА можно будет вносить корректировки для улучшения механизма борьбы с офшорами.  

Но есть и одна весомая проблема: для обхода таких блокировок нелегальные БК и казино, скорее всего, будут использовать мискодовые схемы (miscode — подмена МСС). В таком случае в схеме участвуют платёжные системы-прокладки, через которые транзитом идёт поток на букмекерские конторы. Вот только банки и Visa с MasterCard в этом случае видят только МСС самой платёжной системы и не могут вычислить обман.

Чаще всего используются МСС-коды: 6012 (финансовые операции), 6051 (пополнение электронных кошельков), 8999 (другие неклассифицированные операции).

Однако, чтобы убедить уполномоченные органы начать блокировку или мониторинг всех транзакций по МСС-кодам, нужны довольно весомые доказательства на примере конкретных разоблачений. Иначе это будет расцениваться как попытка оказать давление на другие субъекты предпринимательства. Тем более что в целях обхода блокировок офшоры могут использовать и любые другие МСС-коды — в зависимости от конкретной выбранной схемы.

Также следует выработать новые механизмы противодействия зарубежным организациям. Например, в налоговом кодексе РК предусмотрено ведение перечня государств со льготным налогообложением. Согласно норме НК РК:

Государством со льготным налогообложением признаётся иностранное государство, на территории которого размер ставки налога на прибыль составляет менее 10% или имеются законы о конфиденциальности финансовой информации, о сохранении тайны о фактическом владельце имущества, дохода или фактических владельцах, участниках, учредителях, акционерах юридического лица (компании).

Проще говоря, комитет госдоходов Минфина ведёт перечень офшорных юрисдикций.

Другой пример: в соответствии со ст.130 НК РК, уполномоченный орган в сфере налогообложения ежегодно утверждает перечень крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

В связи с этим я считаю, что наша Ассоциация должна инициировать вопрос о формировании и утверждении перечня офшорных юрисдикций, чьи резиденты наиболее часто нарушают законодательство РК об игорном бизнесе. Такой инструмент позволит более пристально изучить деятельность зарубежных онлайн-казино и выработать эффективные меры по противодействию. 

Таинственный остров Кюрасао

В этой связи нельзя не вспомнить об острове Кюрасао — офшорной юрисдикции с максимально выгодными условиями для распространения деятельности онлайн-казино и онлайн-слотов по всему миру.

И даже несмотря на то что на территории Казахстана запрещена какая-либо деятельность казино, в настоящее время они всё равно оперируют в сети, получив лицензию правительства Кюрасао.

На этом фоне довольно странным выглядит отсутствие какого-либо упоминания об острове Кюрасао в перечне государств со льготным налогообложением. Если быть точнее, то Кюрасао попросту «спрятан» в формулировке: «Королевство Нидерланды (только в части территории острова Аруба и зависимых территорий Антильских островов)».

Вся ирония заключается в том, что офшорные острова других государств как раз перечислены поимённо. 

Именно поэтому наша ассоциация считает уместным предложить Министерству финансов РК внести уточнения в этот перечень государств с льготным налогообложением. Необходимо детализировать наименования каждой офшорной юрисдикции Нидерландских Антильских островов.

Впоследствии это позволит акцентировать внимание налоговых органов и финрегулятора на о.Кюрасао, доставляющем так много проблем нашему игорному рынку.

Читайте также: