Курировать ЦУС должна независимая государственная комиссия

Об эксперте:
Прошёл путь от обычного SMM-специалиста до нынешнего положения PR-директора в 1xBet, одной из лидирующих БК на рынке Казахстана. Работал в различных сферах – от сети компьютерных клубов до крупной сети супермаркетов. Верит в магию цифр и болеет душой за киберспорт, в ставках на который однажды составил 12 выигрышных экспрессов подряд.

Не многие знают, но наша БК состояла в рабочей группе по разработке ЦУСа. На тот момент мы прекрасно понимали, чем именно должен был стать этот проект, и вносили десятки своих предложений. И мы признаём, что сама идея ЦУСа классная, мы её активно поддерживаем. Ведь как минимум это действительно сделает рынок более прозрачным. 

Тем не менее не стоит думать, что все эти предложения и наработки будут учтены: на этапе реализации поправок нас могут ждать неприятные сюрпризы.

Сейчас, к сожалению, сложно сказать, на какой именно стадии находится процесс интеграции ЦУСа. Мы подавали запросы, и нам заявили, что «ведётся разработка нормативно-правовых актов». Ну а после того как законопроект был принят, с нами самостоятельно уже никто не связывался и контакты попросту обрубили. 

Кстати, от нас, как от компании, тоже не требовали никаких действий. Да и всё наше взаимодействие с комитетом происходит лишь раз в квартал, когда нам отправляют запрос по экспертной оценке.

ЦУС может затормозить работу всех контор

Если смотреть на техсоставляющую ЦУСа, то важно понимать, какой громадный объём информации предстоит обрабатывать этой системе. Все её компоненты должны выдержать обработку информации сразу из 10 БК одновременно. Также потребуется полная интеграция со всеми нашими платёжными системами. Необходимо иметь и общую базу игроков, чтобы точно знать, где кто ставит.

Так что уже сейчас можно сделать очень простой вывод: скорость нашей работы будет напрямую зависеть от скорости обработки потоковой информации в ЦУСе.

Если система будет задерживать оплаты, то мы серьёзно замедлим прежде всего лайв, который пострадает куда больше, чем долгосрочные ставки или прематчи. Давайте для примера взглянем на количество шагов, которые проходит хотя бы одна интерактивная ставка от игрока:

  1. Клиент пополняет счёт, информация от платёжной системы уходит в ЦУС.
  2. ЦУС фиксирует пополнение средств в нашей БК и передаёт деньги нам.
  3. Мы должны зафиксировать пополнение счёта и после этого отправить положительный ответ в ЦУС.
  4. Игрок делает ставку – мы отправляем информацию об этом действии. 
  5. Получаем обратный ответ от ЦУСа, который регистрирует ставку. 
  6. В зависимости от исхода пари отправляем в ЦУС соответствующую информацию. В случае выигрыша передаём это системе, и после получения обратного ответа деньги зачисляются на игровой счёт. 
  7. В случае если игрок хочет вывести средства, мы отправляем очередной запрос, и только тогда, когда получим очередной ответ, игрок может снять деньги со счёта.

ЦУС должен будет учитывать и индивидуальную динамику ставок для каждой конкретной БК. Так, например, в один день могут играть 100 тысяч человек, а в другой – уже 500 тысяч. Ведь в дни хайповых событий количество ставок будет непременно расти. Поэтому большой вопрос: выдержит ли новая система такой стресс-тест?

От нас же пока требуется мощный человеческий ресурс, который в первые месяцы с момента запуска оценивал бы ситуацию и занимался мониторингом сбоев и ошибок, если они будут появляться. 

ЦУС должен принадлежать государству

До подписания законопроекта система была максимально проста: были платёжные системы и были мы – прямое и открытое взаимодействие без каких-либо посредников. Сейчас же ЦУС собирается стать третьим игроком на рынке. Даже наши клиенты будут получать уведомление о том, что они положили средства именно на счёт ЦУСа, а не конкретной БК.

И всё бы ничего, но уже не первый месяц ходит информация о том, что у министерства может не хватить своих ресурсов, так что к разработке (по ГЧП) может быть привлечён частный инвестор. Интересно здесь вот что – раньше все ГЧП были реализованы только в социальных проектах.

Но больше всего нас волнует другой факт: насколько нам известно, в Управлении игорного бизнеса и лотерейной деятельности Казахстана всю работу на себя берут всего три человека. И как физически они могут контролировать весь поток, который идёт через букмекеров? Поэтому для автоматизации всё и передаётся частным компаниям. Вот только мы такую систему не особо поддерживаем.

Мы за то, чтобы ЦУС принадлежал только государству и специальной комиссии. И тогда все плюсы ЦУСа будут как на ладони. Сфера действительно станет прозрачнее из-за фискальной системы, да и с лудоманами получится бороться куда успешнее. Но без минусов тоже никуда – нас ждут дополнительные расходы за комиссию ЦУСа. 

Существует ли система, которая стала бы для наших законодателей примером? Да, это ЦУПИС – идеальный вариант, которому мы должны соответствовать. Российская система утверждена самими букмекерскими конторами, то есть они сами контролируют свой оборот ставок без участия каких-то частных компаний.  

Как игроки рынка, мы хотели бы видеть точно такую же систему и у нас в Казахстане. Мы хотим, чтобы у нас была введена система независимой государственной комиссии для курирования ЦУСа.