КПЛ должна стимулировать свои клубы, а не обрезать им рекламные контракты
Сегодня хотелось бы поговорить об одной из наболевших и спорных тем в нашей сфере — эксклюзивном контракте букмекера Olimpbet c казахстанской футбольной Премьер-лигой, который был подписан в 2020-м сроком на три года.
В чем проблема нынешнего эксклюзива
Сразу хочу отметить, что мы положительно относимся к эксклюзивам, но только если они могут функционировать в рамках рынка и цивилизованных соглашений. В таком случае — почему бы и нет? Спорт нуждается в контрактах беттинг-партнёров, и соглашение с лигой для любого букмекера — это одна из важнейших составляющих частей его работы и показатель высокого уровня. Так что это нормальное явление.
Против такого мы выступаем резко негативно. Если некая лига заключает контракт с букмекером и размещает его лого на всех своих площадках с невозможностью привлекать других спонсоров, то это явно ненормально.
На примере эксклюзивного контракта с КПЛ мы знаем, что некоторые клубы, вопреки каким бы то ни было заградительным рекомендациям, завели себе беттинг-партнёров. Но другие команды всё же отказались, ссылаясь на эти самые рекомендации. В любом случае страдать будут именно клубы, раз они уже пытаются всеми силами выкрутиться из ситуации. Никаких плюсов в подобных контрактах я, конечно же, не вижу.
Всегда хорошо, когда лига ни в чём не нуждается и у неё есть надёжный рекламный контракт. Вот только вычищать ради одного такого документа всё поле — это явно не хорошо.
Сколько теряют клубы
Насколько нам известно, от этого контракта клубы получают лишь небольшую долю. Мы слышали о сумме всего лишь в 15 миллионов тенге на сезон. Это ничто по сравнению с тем, что клуб может получать, если будет вести самостоятельную спонсорскую политику. Вот вам самый наглядный пример «пользы» от таких контрактов.
Кто-то говорит об убытках клубов в 500 миллионов тенге в год. Мы это сейчас подсчитать не можем — контрактов и цифр не видели, но у нас есть всё необходимое, чтобы сделать нужные выводы.
Не буду называть команды, но мы слышали далеко не одну жалобу. Поверьте, это многим не нравится. Особенно тем, кто не находится в топ-эшелоне и решает куда более скромные задачи во время сезона: попадание в Лигу Европы или сохранение прописки в высшем дивизионе. Конечно, для них невозможность работать с беттинг-спонсорами — это серьёзная боль.
Как избежать повторного подписания таких соглашений
Но даже несмотря на всю проблематику для самих клубов, подобные контракты — это вполне ожидаемые ошибки, которые, разумеется, влияют на рынок. Мы в Казахстане далеко не первые, у кого произошло подобное. Многие страны проходили через это, когда лиги заключали какие-то эксклюзивные контракты. В большинстве случаев их потом, правда, пересматривали и меняли условия.
В будущем соглашении между КПЛ и клубами должны быть чётко очерчены зоны влияния. У лиги должны быть собственные медийные места, а у клубов свои. Спонсоры не должны ни в коем роде мешать другу, не должно быть никаких «рекомендаций» от лиги, которая «просит» клубы не вести переговоры с другими букмекерами.
Я даже не думаю, что подписание такого контракта — это чья-то конкретная вина. Так развивается наша отрасль, это её генезис, неминуемый путь. Будем надеяться, что другие лиги не совершат таких ошибок и что для нас это будет лишь промежуточным этапом. Верим, что в будущем лига сама поймёт, как много минусов приносит данное соглашение, и позволит клубам самим активно искать спонсоров себе и не блокировать их возможности.
Читайте также: