Как относиться к заменам, делая ставки на CS:GO

Современная сцена Counter-Strike переполнена заменами, внезапными изменениями составов и мультинациональными коллективами. Вопрос - как с ними обращаться, делая ставки? 


На первый взгляд, ситуация проста - смена состава должна всегда быть негативным моментом, понижая потенциал команды. Все-таки CS:GO как спорт больше всего завязан на взаимодействии между игроками. Все, что связано с тактикой должно быть отработано и налажено для лучшего взаимодействия. Системы рейтингов вычитают очки команды пропорционально замене. То есть смена одного игрока временно понизит рейтинг на 20% (как правило).


Electronic - замена, которой потребовалось время.


Однако, это совершенно не так для нашей математики. Некоторые замены сразу же повысят уровень команды, а в другом случае снизят ее предполагаемую эффективность больше, чем на 20%. Рассмотрим оба варианта, но сначала разберемся в терминах, чтобы объяснить, что имеется в виду.


Тактические и “индивидуальные”, “свободные” коллективы


Большинство аналитиков склонны делить команды на тактические и команды “вольного стиля”. Грань между подходами может быть крайне размытой. Например Na’Vi считается чем-то средним. У них есть проработанные тактические заготовки, но с определенного момента индивидуальная игра становится основным фактором. Тогда как Astralis играет, как слаженный механизм. Даже в абсолютном хаосе они способны круто сменить вектор атаки, не высовываться лишний раз и играть по информации.

В основном, стиль игры определяется подходом капитана. Тем, насколько много он дает игрокам свободы на поле действия.


Роли игроков


Тут тоже все неоднозначно, и разные команды играют по-разному. Но для нас важно приблизительно их понимать. Типичная команда выглядит вот так:

  • Открывающий (Entry Fragger) - тот, кто во время атаки заходит на точку первым, предоставляя необходимую информацию.
  • Саппорт - игрок поддержки, чаще прочих покупает оружие для своих соратников, больше фокусируется на знании гранат и кооперации с другими игроками.
    Чистильщик, ударный игрок (Rifler). Тот, кто наносит основной ущерб. Игрок обладающий хорошими техническими данными, способный убрать быстро нескольких оппонентов. 
  • Снайпер - не совсем роль, скорее характеристика, но в современном CS:GO они все больше превращаются в “вольных художников”, и являются основными звездами команды. 
  • Капитан (обычно второй саппорт, порой Entry fragger). Тот, кто заявляет действия на раунд, и, в той или иной степени командует на поле боя.


В защите роли больше связаны со знанием удерживаемой позиции.

Потеря TACO на бразильцах сказалась сильнее, чем можно было ожидать. 


Теперь непосредственно о заменах


Если команда меняет капитана, это всегда большой минус, хотя можно утверждать, что это слабее скажется на “вольной” команде. Тут больше отдано на откуп игрокам, поэтому и результат не будет столь драматическим. Для тактической команды смена капитана означает очень серьезные изменения, и положительных результатов стоит ожидать нескоро. Поэтому в FaZe (индивидуальной, звездной команде) после смены karrigan на NiKo в роли командующего принципиально ничего не меняется. 


Похожая ситуация происходит и с основным саппортом. Новому человеку требуется время, чтобы изучить наработанные схемы, принципы взаимодействия и даже отдельные гранаты. Поэтому смену игрока поддержки можно назвать одной из ключевых. Так, резко пострадали North после замены Rubino, mousesports после STYKO, MiBR (SK gaming) после ухода TACO. В последнем случае было заметно, как просел даже coldzera, настолько его игра зависела от игрока поддержки. А еще саппорт, как правило отвечает за “точку Б”. То есть удерживает ее на определенных картах (Train, Mirage) в одиночку и должен действовать крайне уверенно.

В случае, когда меняют “звезду”, или основную ударную силу, больше теряют “вольные” команды по понятным причинам, хотя наличие огневой мощи требуется любому составу. Cloud9 в нынешней форме сильно страдает от отсутствия таковой.

Надо заметить, что смена снайпера нынче редко выглядит важным фактором, если это не суперзвезда. Как правило находится кто-то способный отыграть эту роль если не идеально, то достойно. Примеры: NIP на Мажоре, MSL в Стокгольме, nitr0 в Liquid.

Если замена происходит “по позиции”, кроме тех, что описаны выше, то частенько это может оказаться апгрейдом. Личная статистика может быть важней, чем сыгранность и взаимопонимание, тем более что именно провалы в этих аспектах приводят к самим заменам. Отличный пример - magisk, сменивший kjaerbye в Astralis. Пусть замена и не совсем прямая (rifler на entry), magisk заполнил нишу ударного игрока, где он очень стабилен, и этой качества в исполнении как раз не хватало датчанам для идеальной картины.


Astralis, вскоре после приобретения magisk.


Планируемая замена против вынужденной

Очевидно, что когда команда впопыхах ищет нового игрока, это сильно повредит ее форме, особенно на первых порах. Покупка Stewie2K - хороший тому пример. Планируемая замена тоже может быть неудачной, особенно, когда совершается под большим влиянием игроков. Xizt, к примеру, никак не украсил fnatic, но тот факт, что основа состава хотела играть в определенный стиль CS:GO легко привел его на эту позицию, несмотря на то, что с GoldeN они добились больших успехов.


Коллективы уровня топ 20-30 и ниже

На них изменения в составе сказываются в меньшей степени. Объяснение этому очень простое - в среднем уровень сыгранности ниже, качество игры - хуже. Примеров - множество. AGO не сильно потеряли, после ухода главной звезды, Imperial сменили недавно двух игроков и все равно были способны показать приличный уровень на DreamHack Montreal. 


Когда второстепенный коллектив получает известного лидера, как это было с приходом stanislaw в CompLexity, можно смело утверждать о скором подъеме команды.


Фактор “Медового Месяца”

Довольно известный эффект. Команда делает перестановку, и один-два ивента проводит в отличной форме. Затем обычно происходит откат на исходные позиции, а то и хуже. NIP известны своей способностью демонстрировать этот эффект с каждым новым игроком, но самый волшебный медовый месяц провели North, выиграв нежданно-негаданно DreamHack Stockholm в начале сентября, когда в команду пришел Gade.


Инструкция по применению


Пытаясь определить силу команды, в которой недавно произошла замена следует учитывать:


  • Какую роль меняют. Повторюсь, что для структуры команды саппорт, несмотря на самые слабые показатели - ключевое звено, поэтому не стоит считать, что сменив технически самого слабого игрока на более мощного она совершает апгрейд. 

  • Рейтинг коллектива и стиль команды. Такой монстр, как FaZe Clan выиграл с cromen в этом сезоне турнир (пусть и не самый престижный), и в целом неплохо выступал.  Их свободный подход позволяет быстро адаптироваться, а суперзвезды команды могут отыграть за двоих. 

  • Актуальность замены. Если это вынужденный ход, то больше шансов, что команда потеряет, нежели приобретет. Стоит понимать, что организации и команды склонны принимать необдуманные решения чаще, чем кажется и многое в киберспорте диктуют именно игроки. Поспешные перетасовки часто свидетельствуют об общем кризисе команды, а не о форме отдельного игрока. 

  • В любом случае, при ставках на команду с недавней заменой (около двух месяцев, или 2-3 турнира), следует сначала приглядеться к ее нынешней форме. Избегать ставить в первом-втором круге турнира, оценить, насколько уверенно действует новый игрок.