Чемпионат мира по автогонкам в Формуле-1: Новые пилоты, новые успехи, новые победы

Убедительная победа команды Mercedes в Гран-при Австралии развеяла туман неопределенности в расстановке сил команд в чемпионате Формулы-1 и царившие до той поры иллюзии. На данный момент можно утверждать, что надежды на обострение борьбы за лидирующие позиции в чемпионате не оправдались. Бывший руководитель команды Формулы-1 Renault Флавио Бриаторе очень убедительно высказался по этому поводу: «С таким сильным «Мерседесом» единственный вопрос состоит в том, кто станет чемпионом – Хэмилтон или Боттас. Чтобы победить их, Ferrari нужно стать быстрее на восемь-девять десятых. Команда Mercedes продолжит доминировать». 

Флавио Бриаторе считает, что Ferrari не сможет выиграть чемпионский титул в сезоне-2019 года. Представители команды Ferrari поголовно настолько шокированы своим отставанием от лидеров, что ничего не могут сказать о причинах неудачи в Мельбурне. Впрочем, сезон только начинается, вся борьба еще впереди, и расстановка сил может измениться, как это случалось не раз по ходу предыдущего сезона.

О новых моторах

 В этом году некоторые команды сменили поставщиков силовых установок, и это обстоятельство должно существенно отразиться на возможностях команд в борьбе за лидирующие позиции. На протяжении нескольких сезонов команда Red Bull Racing страдала из-за того, что поставщики лучших моторов, Mercedes и Ferrari, опасаясь конкуренции со стороны Red Bull Racing, не желали поставлять свои силовые установки грозному конкуренту. Моторы Renault существенно уступали конкурентам в мощности и надежности, что практически ставило крест на чемпионских амбициях команды Red Bull Racing. Руководство команды решило рискнуть и после многолетнего сотрудничества с Renault приняло решение сменить поставщика моторов.

 Кажется, Red Bull Racing «повезло». Переход на моторы Honda оказался по-видимому успешным. Теперь у команды Red Bull Racing появилась надежда на возможность успешной борьбы за лидерство в чемпионате. Консультант Red Bull Хельмут Марко и раньше неоднократно заявлял, что верит в правильность перехода команды на моторы Honda, а теперь и вовсе в восторге от этого решения. После Гран-при Австралии он заявил следующее: «Мы рады, что смогли опередить Ferrari, но в конечном итоге мы хотим опередить всех. Мотор Honda – это лучшая часть нынешнего болида Red Bull. 

К сожалению, нам не хватает прижимной силы, но я думаю, что по ходу сезона мы сможем решить эту проблему. Дело в том, что у нас давно не было мощного мотора, поэтому мы делали все возможное для того, чтобы компенсировать это. Все это время мы пытались добиться минимального лобового сопротивления, поэтому в Австралию мы привезли маленькие антикрылья. В Мельбурне мы поняли, что нам нужно менять подход». Мы знаем, что доктор Марко имеет чутье на «все самое лучшее». В самом деле, в команде Red Bull Racing работает Эдриан Ньюи, лучший специалист по аэродинамике. За эту команду выступает Макс Ферстаппен, лучший молодой пилот в Формуле-1. Теперь затеплилась надежда, что специалистам Honda удастся сделать лучшую силовую установку, во всяком случае, на данный момент прогресс мотористов Honda очевиден. 

Хельмут Марко настроен решительно. Он заявляет, что: «На протяжении всей гонки в Мельбурне моторы Honda отлично работали. Мы рассчитывали на то, что в конце гонки Ферстаппен сможет опередить Хэмилтона, но он вылетел с трассы. Мы уверены в том, что ему бы хватило мощности для того, чтобы совершить обгон. В Австралии представители Honda пообещали нам, что скоро двигатели станут еще мощнее. Если прибавка будет серьезной, то мы заменим моторы, и штрафы нас не пугают». Как мы видим, в отличие от команды Ferrari в команде Red Bull Racing знают, что им нужно делать. Если планы доктора Марко будут успешно реализованы, у Mercedes появятся серьезные конкуренты, а чемпионат станет намного интереснее, и вопрос, пилот какой команды одержит победу в следующем гран-при, перестанет быть риторическим. Попробовать найти ответ на этот вопрос можно уже сейчас.

Итак, в Red Bull Racing довольны сотрудничеством с Honda и ждут настоящего прорыва в чемпионате. Доктор Марко положительно оценивает совместную работу со специалистами поставщика силовых установок: «Во время подготовки к сезону 2019-го года мы вместе с сотрудниками Honda обсуждали варианты компоновки силового агрегата, хотя в прошлом нам приходилось следовать инструкциям нашего поставщика. Между этими подходами существенная разница. Мы рассчитываем на то, что прогресс Honda позволит нам быстро навязать борьбу Mercedes и Ferrari».

В менее комфортном положении оказалась команда McLaren, которая отказалась от моторов Honda и перешла на силовые установки Renault. Ни заводская команда Renault, ни ее клиент пока не смогли пробиться в группу лидеров. Вместе с тем, представители этих команд верят в прогресс своих мотористов и даже уже заметили этот прогресс. Пилот команды McLaren Карлос Сайнс поделился с журналистами своим видением этого прогресса: «В Renault все еще отстают от Ferrari и Mercedes, но, несмотря на это, французские моторы позволяют бороться. Последние годы мотор Renault был медленнее двигателей Ferrari и Mercedes примерно на 10 км/час, а в Австралии мы проигрывали 3 км/час, и это обнадеживает». Посмотрим, как букмекеры оценили перспективы пилотов команд, использующих моторы Renault.

У пилотов команды McLaren шансы на победу пока малы, несмотря на замеченное Карлосом Сайнсом улучшение моторов Renault. У пилотов заводской команды Renault шансов выиграть очередную гонку побольше, чем у команды McLaren, но вероятность такого исхода совсем не велика.

О неожиданных и ожидаемых результатах изменения регламента на аэродинамику

В нашем предыдущем материале, посвященном новинкам сезона 2019 в Формуле-1, мы уже говорили о результатах изменения регламента на аэродинамику. Тема очень интересная и ее можно продолжить, тем более, что появились новые данные по этому вопросу. Сначала о курьезных последствиях изменения регламента. После завершения Гран-при Австралии гонщик Williams Роберт Кубица, стартовавший последним, и пилот Red Bull Racing Пьер Гасли, который стартовал с 17-й позиции, рассказали, что не видели сигналы стартовых светофоров из-за машин, расположенных впереди на стартовой решетке. Гасли так говорит об этом инциденте: «Из-за новых больших задних крыльев я не мог видеть огни на стартовой решетке, поэтому мне оставалось лишь реагировать на действия соперников вокруг, и я потерял пару позиций».

В FIA провели специальное расследование инцидента и пришли к выводу, что новые антикрылья действительно блокируют обзор гонщикам на стартовый светофор. Дело в том, что в 2019 году в результате изменения регламента на аэродинамику задние антикрылья стали шире на 100 мм и выше на 70 мм – этого хватило, чтобы они перекрыли гонщикам с конца решетки возможность видеть стартовые огни. Эта проблема может повториться вновь, поскольку светофоры на всех гран-при расположены на стандартной высоте. В FIA и рабочей группе Формулы-1 разрабатывают способ выйти из ситуации уже к гонке в Бахрейне.

Проблему с видимостью стартовых огней организаторам гран-при решить будет, наверное, легче, чем задачу упрощения обгонов на трассе, для чего регламент и был изменен. По наблюдениям экспертов и пилотов выходит, что преследовать едущую впереди машину, построенную в соответствии с новым регламентом на аэродинамику, стало проще, но сбоку от машины по-прежнему поток воздуха сильно возмущен, и обгон совершать трудно. Похоже, специалисты, скептически отнесшиеся к изменениям в регламенте, оказались правы.

На деле изменения в регламенте не достигли главной цели: воздушный поток обтекает машину примерно так же, как и раньше, соответственно зона турбулентности если и уменьшилась, то не намного. Британский эксперт Марк Хьюз говорит о положении дел в рассматриваемой области следующее: «Всем командам по-прежнему удалось разработать такую концепцию аэродинамики, при которой доминирует направление воздушного потока в стороны от машины... Как всегда, специалисты по аэродинамике нашли способ этого добиться за счёт придания крылу и другим элементам хитрой формы».

Некоторые гонщики говорят, что преследовать машину, которая едет впереди, стало проще. В частности, так считают Кевин Магнуссен и Роман Грожан, выступающие за команду Haas. Не исключено, что это характерная особенность аэродинамического обвеса машин американской команды, у них передние колёса хорошо держат трассу даже при движении в зоне возмущённого воздуха. Машины команды Haas показали высокую скорость во время Гран-при Австралии, возможно, пришло время, когда пилоты Haas смогут выигрывать гонки.

Кими Райкконен, очень лаконично определил положение дел с обгонами: «Кажется, сейчас проще вплотную преследовать машины, но обгонять по-прежнему очень сложно». Другие пилоты считают, что положительных сдвигов в деле упрощения обгонов добиться не удалось. Например, Льюис Хэмилтон заявил, что не почувствовал абсолютно никакой разницы. Больше того, и Роман Грожан также отметил, что поведение шин осталось прежним, несмотря на новый регламент на аэродинамику. По его словам, если агрессивно атаковать соперника, машина начинает скользить, в итоге сцепление с трассой снижается. Получается, что преследовать соперника стало проще, но обгоны по-прежнему затруднены.

О новых пилотах команд-участников чемпионата Формулы-1

В 2019 году во многих командах обновился состав пилотов. С одной стороны, заметна общая тенденция, направленная на омоложение пилотов. В Формулу-1 приходят молодые ребята, хорошо показавшие себя в младших сериях. Новички пилотируют машины в командах Toro Rosso, McLaren, Williams и Alfa Romeo. С расчетом на перспективу молодых гонщиков из других команд Формулы-1 пригласили Red Bull Racing и Ferrari. С другой стороны, некоторые команды предпочли иметь в своем составе опытных пилотов. Очень сильны и опытны пилоты команды Mercedes, с приходом Даниэля Риккардо усилился состав пилотов в Renault. В Alfa Romeo, Toro Rosso и Williams наряду с новичками пригласили опытных пилотов: Кими Райкконена, Даниила Квята и Роберта Кубицу. 

Таким образом, во многих командах ищут оптимальное сочетание опыта и молодости пилотов. Первая гонка сезона 2019 года показала, что опытные пилоты показывают стабильно высокие результаты, а молодые гонщики чаще ошибаются. Но вернемся к дебютантам чемпионата и попробуем выяснить, кто они и на что способны. Одним из интереснейших дебютантов сезона 2019 года в Формуле-1 является Ландо Норрис, выступающий за команду McLaren. В Англии Ландо Норриса называют новым Льюисом Хэмилтоном. С 2015 года Норрис каждый год становится чемпионом в какой-нибудь гоночной серии (MSA Формула, Еврокубок Формулы «Рено» и Формула «Рено» NEC, Toyota Racing Series, чемпионат Европы Формулы-3). Во всех этих сериях он выигрывал титул уже в дебютном сезоне! Кроме того, в 2014 году 13-летний Норрис стал чемпионом мира по картингу и до сих пор остаётся самым молодым обладателем этого титула. 

Примечательно, что этот рекорд Норрис отобрал у Льюиса Хэмилтона. Жаль, но традиция Ландо Норриса в первом же сезоне побеждать в новом чемпионате в Формуле-1, видимо, не получит продолжения. У такого пилота должно быть «большое будущее» в Формуле-1, но пока его шансы не только на чемпионство, но и на победу в отдельно взятом гран-при совсем малы.

В Гран-при Австралии Ландо Норрис финишировал 12-м, показав лучший результат среди дебютантов Формулы-1. Его опередил вернувшийся в чемпионат Даниил Квят, но этого пилота новичком можно назвать лишь с большой натяжкой. Будем с интересом следить за выступлениями Норриса в чемпионате.

Другим перспективным дебютантом, в 2019 году пришедшим в Формулу-1, является Александер Элбон, выступающий за команду Toro Rosso. На стартовой решетке своего дебютного Гран-при Австралии Александер Элбон был одним из пяти потомственных гонщиков наряду с Максом Ферстаппеном, Кевином Магнуссеном, Карлосом Сайнсом и Пьером Гасли. Его отец в 90-х и 2000-х выступал на профессиональном уровне в автогонках. Впервые за руль карта Алекс Албон сел в шесть лет. Гоночную карьеру будущий пилот Формулы-1 начал в 2006 году и с ходу выиграл сразу два британских первенства – Kartmasters British GP и Super 1 National Honda Cadet. 

Затем были победы в сериях Vodafone Karting Challenge и GP Kartmasters и, наконец, титул в престижном чемпионате Super One National Kart Championship, где в свое время выигрывали Дэвид Култхард, Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон. Не заставили себя долго ждать и успехи на международной арене. В 2010 году Элбон стал сильнейшим в чемпионатах Европы и мира в юниорском бескоробочном классе KF3. Кто был среди его соперников в том году? Всего-то нынешние восходящие звезды Формулы-1 – Макс Ферстаппен, Шарль Леклер, Эстебан Окон и Пьер Гасли! Серьезное развитие карьера англо-тайца получила лишь в 2016-м, когда он с ходу начал побеждать в турнире GP3 и до предпоследнего заезда сезона сражался за титул с юниором Ferrari Шарлем Леклером. Итоги года – три поула, четыре победы и второе место в личном зачете с небольшим отставанием 25 очков от чемпиона – были очень важны для дальнейшего продвижения по автоспортивной лестнице. 

Блестящие результаты в GP3 позволили Албону перейти вместе с Леклером на следующий уровень в 2017-м. Но в Формуле-2 их дуэли не суждено было продолжиться. Леклер с самого начала сезона просто громил соперников, а Элбон, выступая за одну из самых сильных команд ART GP, не продемонстрировал ровным счетом ничего! Набрав по сравнению с Шарлем в три с лишним раза меньше очков (86 против 282), Алекс завершил чемпионат только десятым… До нынешнего года ничто не предвещало дебюта Алекса Элбона в Формуле-1. Мало того, на сезон-2018 он и вовсе остался без четких перспектив! Но он успешно выступал в Формуле-2 по так называемому one-off контракту и решил свою главную задачу на этот год, ведь всего за один сезон он прошел путь от разового соглашения на участие в Формуле-2 до контракта боевого гонщика Формулы-1! Что ж, госпожа удача улыбается Элбону!

Подытоживая эту тему, можно констатировать факт, что в этом году в чемпионате Формулы-1 дебютируют очень талантливые и перспективные молодые пилоты. Будем с интересом следить за их результатами. Конечно, и на этот раз нам не удалось рассмотреть все новинки только что стартовавшего сезона Формулы-1. В дальнейшем обязательно продолжим эту тему. Следите за нашими специальными материалами, а также за традиционными превью этапов чемпионата, размещаемыми на нашем сайте накануне каждого очередного гран-при.