Без прикрытия мерами воздействия самозапрет не даст нужного эффекта

Об эксперте:
Руководитель Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан.

Одной из важных норм Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» стала новая система самоограничения игроманов, благодаря которой родственники казахстанцев, страдающих игровой зависимостью, смогут признавать их недееспособными.

На самом деле вычислить игромана достаточно сложно, так как последний скрывает своё пристрастие к ставкам. Операторы игорного бизнеса обладают историей ставок клиента, где отражаются сумма и частота ставок, проигрыши, но они не обязаны инициировать какие-либо действия по запрету участия в играх, уведомлению уполномоченного органа, а также родных и близких.

Количество игроманов, которое приводят букмекеры, это официально зарегистрированные данные. А сколько не учтенных?

Учитывая то, что диагноз ставится в частных спецклиниках, куда обращаются, естественно, не все ввиду дороговизны и отдалённости, информацией о точном количестве лиц, страдающих игроманией, никто не обладает.

К нам только за 2019 год пришло 38 писем от родственников игроманов с просьбой о помощи оградить тех от участия в азартных играх/пари. При этом в 32 письмах авторы отмечали, что лицо с признаками игромании ставит свою семью в тяжёлое материальное положение. Игромана никто не будет вычислять, кроме ближайшего окружения, которому он не безразличен. В целях защиты интересов игромана были приняты следующие меры – инструменты воздействия: лишение дееспособности и самоограничение.

Самоограничение – это правовой инструмент, позволяющий лицу ограничить себя от участия в пари/азартных играх на основании заявления, написанного собственноручно.

Лишение дееспособности лица осуществляется судом, после чего решением суда над ним устанавливается попечительство. Лицо, которое ограничено в дееспособности, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы. Но распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Так что допускаю, что данное ограничение может негативно отразиться при трудоустройстве.

Важно отметить, что самоограничение по ставкам – это совершенно новый инструмент в Казахстане, ранее аналогов ему не было. Однако такая мера, как самозапрет, заимствована из опыта Белоруссии. Там стоп-лист насчитывает, по разным данным, 17–20 тысяч соответствующих заявлений. Можно увидеть, что инструмент самоограничения активно используется.

В Казахстане отсутствуют принятые нормы по ответственности организатора игорного бизнеса в случае, если последний примет ставку у лица, который написал заявление о самозапрете на участие в азартных играх/пари.

В Беларуси же предусмотрели сценарий применения меры воздействия на организатора игорного бизнеса, в случае если тот примет ставку у лица, написавшего заявление на самозапрет. Так, Административным кодексом Республики Беларусь в статье 12.11 указана ответственность за допуск лиц к ставкам от предупреждения до аннулирования лицензии.

Именно так и должна выглядеть эта система. Я считаю, что без прикрытия мерами воздействия нормы по самозапрету со стороны организаторов игорного бизнеса не будут приносить должного эффекта в предупреждении развития игромании.

Необходимо проводить продуктивную работу по исполнению и контролю как со стороны организаторов игорного бизнеса, так и уполномоченного органа, а также организации, занимающейся защитой прав граждан в сфере игорного бизнеса.