Бадри Шаинидзе: защищая игроков в суде, не проиграли ни одного дела

Об эксперте:
Руководитель Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан.

Сегодня постараюсь максимально кратко и по факту рассказать о том, как появилась Ассоциация и как именно мы помогаем игрокам, у которых возникла спорная ситуация с представителями игорного сектора.

Начнём, пожалуй, с истоков – о том, как я пришёл в компанию.

В 2014 году меня пригласили на работу в качестве юридического консультанта, когда на рынок Казахстана пришла крупная международная букмекерская контора Parimatch. И я очень благодарен тому человеку, который, по сути, открыл для меня этот рынок.

Позже я стал президентом Ассоциации букмекерских контор и лотереи, ставшей первой аккредитованной организацией, получившей статус СРО в Казахстане в сфере игорного бизнеса. Сейчас же я возглавляю Ассоциацию по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан (далее – BetLaw), специализирующуюся на защите прав граждан в сфере игорного бизнеса, которой не было аналогов в Казахстане, да и, возможно, на постсоветском пространстве.

Идея создания ассоциации была продиктована временем.

Когда ассоциация открывалась в ноябре 2018 года, в Казахстане уже вовсю процветали услуги букмекерских контор.Число клиентов росло, что, разумеется, со временем привело к столкновению интересов между гражданами и бизнесом. Законодательство было устроено так, что в случае спора между клиентом и букмекерской конторой или иной отраслью в сфере пари или азартных игр последнее слово всегда оставалось за организаторами бизнеса.

Даже если клиент обращался в судебные органы для отстаивания своих интересов, суд чаще всего был на стороне бизнеса. Дополнительным стимулом для создания организации стала очевидность отсутствия какого-либо лоббирования интересов граждан при рассмотрении резонансного законопроекта.

Поэтому, в первую очередь исходя из названия BetLaw, основная цель – это лоббирование интересов клиента, будь то процессуально или законодательно. И BetLaw показала свою эффективность, особенно в работе над законопроектом в части противодействия лудомании, а также в закрытии нелегальных игорных касс.

Работу, которую мы выполняем, не делает больше никто.

Сейчас в BetLaw работают постоянно 5 специалистов, при этом дополнительно возможно привлечь 7. Все работники имеют юридическое образование. Хочу отметить, что на момент создания и на протяжении около года работы BetLaw была единственной в своей сфере и, по сути, остаётся единственной действующей организацией по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса, да и работу, которую мы выполняем, не делает больше никто.

Не бойтесь быть неуслышанными. Мы принимаем жалобы во всех формах

Если вы игрок и вам нужна помощь нашей ассоциации в случае возникновения споров с любым организатором игорного бизнеса, вы можете  любым способом связаться с нами и рассказать о ситуации или через сайт заполнить образец жалобы. 

Важно! Вместе с пояснением мы всегда просим прикреплять документы, которые могут повлиять на исход спорной ситуации. Мы даём устные и письменные консультации, содержащие нашу аргументацию со ссылками на законодательные акты.

Самая частая жалоба в любой сфере – невыплата выигрыша 

Чаще всего такие жалобы приходят от клиентов букмекерских контор. Самые распространённые – это блокировка денежных средств на клиентских счетах, ну и, конечно, невыплата выигрыша. Жалобы приходят и на организаторов азартных игр, и на лотереи, но в отношении лотереи речь чаще идёт о нелегальных терминалах.

BetLaw – это звено между спорящими сторонами 

Тут хотелось бы объяснить саму систему нашей работы. Прежде всего мы даём необходимую информацию лицу (устно или письменно), чьи интересы ущемлены, для дальнейшего обсуждения с поставщиком игорных услуг. 

Если этого недостаточно, то мы составляем документы для обращения в судебные органы. Так что BetLaw действительно можно назвать звеном между спорными сторонами, так как мы выработали определённые действия полноценного арбитража, и я отмечу – большинство жалоб разрешается без присутствия судебных органов.

В первый год мы не справлялись с потоком жалоб

Помню, что их приходило больше 30 в неделю. Это было вызвано  состоянием рынка, так как по многим букмекерским конторам были возбуждены уголовные дела и они не в состоянии были исполнять свои обязательства перед игроками. Сейчас жалоб намного меньше, но суммы оспариваемых выигрышей во много раз превосходят те, что были  в прошлом году.

Необоснованных жалоб хватает, но ситуации всё равно решаются в пользу клиента

Если рассматривать все наши спорные ситуации в процентном соотношении, то получится примерно 70/30 в пользу клиентов. Да, бывает, что жалобы приходят, мягко говоря, необоснованные. Так, например, была жалоба, где гражданин ссылался на своего друга, который «на его деньги поставил не на ту команду». Так вот, в своей жалобе, клиент просил помочь привлечь к ответственности и друга, и организатора игорного заведения.

Бывали и случаи, когда мы понимали, что заведение неправо и мы не могли сразу же добиться положительного результата в пользу игрока. Тогда единственный оставшийся способ – это судебные органы. Но, скажу вам по правде, в суде не было проиграно ни одного дела.А только в прошлом году их было семь.

Конечно, сейчас у нас нет возможности  напрямую воздействовать на БК – переговоры ведутся исключительно в письменном виде, но, учитывая полезность в деле для уполномоченного органа, возможно, в скором будущем этот подход изменится.